25 мая на канале HBO состоялась премьера фильма Райана Мерфи «Обычное сердце», где внушительный актёрский ансамбль разыгрывает историю из жизни нью-йоркского гей-движения начала 80-х, обеспокоенного новой болезнью, названной тогда раком гомосексуалистов. Не трудно догадаться, что речь идёт о СПИДе.
Большой артист Руффало перевоплощается в обеспеченного сценариста Неда Уикса, тратящего всё своё время на поиски настоящей любви (финансовые возможности позволяют не думать о чём-то другом). Узнав о первых случаях смерти среди гомосексуалистов, он решает взять комментарий у доктора Эммы Брукнер (Джулия Робертс в инвалидном кресле), которая, в отличие от остальных коллег, пытается анализировать поступающие, и в высшей степени тревожные, данные. Несмотря на свои связи, Нед не может достучаться ни до одного чиновника, на эту тему наложен негласный запрет. Тогда вместе с товарищами он организует движение, информирующее гомосексуалистов о новом заболевании. Скоро он знакомится с журналистом «Нью-Йорк Таймс» Феликсом Тёрнером, между ними пробегает искра, но с самого начала отношений становится ясно, что, ради драматического эффекта, один из них обязательно должен заразиться СПИДом.
Тут, конечно, нельзя не вспомнить «Филадельфию» Джонатана Демми, по тематике и смыслу очень близкую тому, о чём говорит Мерфи. Критические стрелы в адрес администрации президента Рейгана вполне справедливы. Хоть что-то власти стали делать только в 1986-1987 годах, когда ВИЧ-инфекция стала приобретать характер настоящей эпидемии. Вопрос, однако, в другом. В какую обёртку режиссёр Мерфи упаковывает свои правильные, не лишённые смысла месседжи. И в этом контексте, к «Обычному сердцу» возникает несколько существенных вопросов.
Информация из разряда last but not least: Райан Мерфи — открытый гомосексуалист. То есть для него это не только художественное, но и, в некотором роде, общественно-политическое высказывание. Однако проговаривает и озвучивает он его, пусть не топорно, но откровенно «в лоб», без симпатичных штришков на заднем плане и каких-то приятных нюансов. «Обычное сердце» — это манифест. Манифест о том, что люди уходили из жизни в результате неприятия обществом их сексуальной ориентации. На этой идейной конструкции держится весь фильм. И её здоровый пафос в какой-то момент очаровывает. Правда, нельзя забывать и о том, что в настоящий момент от СПИДа продолжают умирать уже без всякой привязки к гендеру и любовно-постельным предпочтениям. Героев «Обычного сердца» жаль, но не больше, чем любого другого ВИЧ-инфицированного.
Будучи крепким сериальным марафонцем, Мерфи куда уязвимей на короткой дистанции. В фильме есть несколько эффектных монологов программного свойства, где автор устами персонажей говорит о наболевшем. Но всё, что между ними — куда более скромно. Эдакий неспешный рассказ с одной-единственной интонацией, удерживающий зрительское внимание прежде всего благодаря прекрасной работе Марка Руффало.
Сама тема подталкивает режиссёра к очевидной дихотомии «гетеросексуалы — гомосексуалисты», и несколько раз он явно не удерживает баланс, озвучивая анекдотическое высказывание о том, что «Вторую Мировую войну выиграл гей» (имеется в виду Алан Тьюринг). Мысль очень толерантная, но не бесспорная. Подобное скатывание в «конкретику» притупляет и остроту восприятия, превращая «Обычное сердце» из универсальной истории о Человеке В Беде в куда более локальное повествование о товарищах по сексуальным интересам. Жаль.