Дмитрий Давыдов: «В Якутии люди снимают несмотря ни на что»

Дмитрий Давыдов: «В Якутии люди снимают несмотря ни на что»

Ваш дебют «Костер на ветру» более чем удачен. Непрофессиональный режиссер из Якутска снимает свой первый фильм и сразу же попадает на международные кинофестивали, где получает награды, а известные кинокритики в своих рецензиях называют вас самородком. Насколько вы оказались готовы к такому вниманию? Можно ли сказать, что ваша жизнь изменилась за этот год?

Со своей командой мы восприняли все адекватно, зарядились энергией работать дальше. К критике отношусь с осторожностью, все будет ясно со мной после второго фильма. Стараюсь работать над собой, учиться, многого еще не знаю. В конечном итоге принял решение все же связать жизнь с кино.

Снять полный метр, не имея ни опыта, ни профессионального образования — прямо скажем, смелый поступок. Легко ли было решиться?

Паниковал. Было чувство, что лезу не в свое болото. Но ребята из съемочной группы были опытными, это сильно помогло. Была отличная команда, никто не относился ко мне предвзято, сразу сложился сплоченный коллектив, друг друга поддерживали. Две недели съемок прошли по-боевому. Фильм снимал в своей же деревне, это помогло оперативно решать проблемы: что-то найти, собрать людей. Снимать на своей территории очень удобно.

Как возникла история? С одной стороны, она очень простая и житейская, с другой — похожа на ожившую притчу. Есть ли реальная основа у сценария или все события вымышлены?

Всю историю придумал самостоятельно. Причем быстро — сценарий дописал за две недели до съемок. Поставил себе условие: не говорить громких слов, сказать все тихо, поэтому история получилась действительно простая, естественная. Хотелось рассказать о человеческом достоинстве.

кадр из фильма

кадр из фильма

Кадр со съемок фильма «Костер на ветру»

В картине затрагивается и масса других, очень глубоких тем, в частности, природа добра и зла в человеке, умение прощать.

В фильме нет отрицательных героев. За каждым стоит своя правда. Можно прекрасно понять второго старика и его поступок. Мне интересней думать о том, как главный герой изменил жизнь окружающих, очень интересна старушка. У нее своя уникальная история, своя судьба. Фильм для меня светлый, дающий надежду. Мне интересно общаться со зрителем, каждый в нем видит свое.

Если не ошибаюсь, главные исполнители картины — ваши односельчане, непрофессиональные актеры. Легко ли было уговорить людей сниматься? Долго ли шел отбор и дальнейшая подготовка актеров к съемкам?

Актеров я выбирал по типажам. Выбора, конечно, было мало. Повезло с земляками. Все энтузиасты. Никто играть не умел, снимались впервые, для всех участие в съемках было большим событием. Обходились без репетиций, сцену ставили сразу на площадке.

В картине очень много тяжелых драматических сцен, в которых актерам нужно было выдавать сильные эмоции. Как вы добивались такой естественной игры от людей без актерской техники?

Приходилось и давить, и подбадривать. Актеры не играли, у них не было задачи играть. Они жили. Если бы они начали играть, это был бы самодеятельный театр. Актеры старались, всегда их хвалил и сейчас еще раз похвалю.

В целом, что оказалось самым сложным в съемочном процессе?

Сжатые сроки. Заканчивали в 2-3 часа ночи, с 8 часов утра шли снимать снова. Актеры ходили еще на свою работу, приходилось каждый день корректировать расписание. В итоге сцену свадьбы так и не успели снять. Я снял ее сам на фотоаппарат год спустя.

Насколько вы сами остались довольны конечным результатом?

Результатом доволен, нельзя быть недовольным своим фильмом. Сейчас, конечно, вижу ошибки, кое-что снял бы по-другому. Но всегда надо брать на себя ответственность за свою работу. Я снял фильм так, как тогда мог.

кадр из фильма

кадр из фильма

Съемочная группа фильма «Костер на ветру». Дмитрий Давыдов в первом ряду слева

Как ваша картина оказалась на международных фестивалях? Какие награды в вашей фестивальной истории для вас наиболее ценны?

Фестивальная судьба фильма напрямую связана с продюсером Сарданой Саввиной, которая увидела фильм и оценила его потенциал. Без нее фильм давно бы лежал на полке. Каждый фестиваль ценен. Выезжая на фестиваль, как губка впитываю все. По сути, фестивальные поездки дали желание снимать дальше, увидел много людей таких, как я, со своими проблемами, идеями. На фестивалях увидел, как ценят наш фильм. Это подбадривает.

Картину действительно очень тепло встретила критика и фестивальная публика. Насколько для вас важно, чтобы фильм посмотрели обычные зрители?

Конечно важно. Без зрителя нет фильма. Надеюсь, наш фильм посмотрят много людей.

Совсем скоро стартует ограниченный российский прокат. Легко ли было договориться о прокате? Есть ли предложения о прокате на иностранных территориях?

Большая благодарность Сардане и «Каро», которые договорились о прокате. Любая возможность показать наш фильм — это наш успех. Насчет ограниченного проката за рубежом пока не знаю.

Вы планируете продолжать снимать кино? Есть уже конкретные проекты в работе?

Сейчас заканчиваем работу над короткометражным фильмом «Река», это история о двух братьях-подростках. Заканчиваю сценарий второго своего полнометражного фильма, собирается команда, надеюсь, сниму его осенью следующего года. Надо еще найти деньги на него. В общем, потихоньку двигаюсь дальше. Можно сказать, нахожусь на низком старте. Был бы инвестор, запустил бы съемки уже к весне.

Кадр из фильма «Костер на ветру»

Вы продолжаете работать в школе или полностью сконцентрировались на кино? Как ваши ученики и коллеги оценили ваш фильм и отреагировали на успехи в кино?

С директорства ушел, работаю учителем начальных классов, нынче взял 1 класс. Появилось немного больше времени, все свободное время работаю над сценарием. Фильм стал событием для всех земляков. Поддерживают, хлопают по плечу, спрашивают, когда сниму вторую картину. Все хотят играть в нем. Говорят: «Хоть небольшую роль дай сыграть, на съемках хотя бы рядом постоять позови».

У вас есть режиссеры, фильмы, которые вас вдохновляют на творчество?

Любимого режиссера нет, так что особо выделить кого-то не могу. Ни на кого не ориентируюсь. С детства ценю фильм «Ворон» Алекса Пройаса. В свое время он очень сильно помог. Тема справедливости, совести там тоже звучит, кстати. Хороших фильмов много, это мои лучшие учителя.

По статистике Якутия считается самым кинематографичным российским регионом. Как думаете, с чем это связано?

В Якутии сильные, волевые люди. Снимают, несмотря ни на что. Без денег, без крутого оборудования. Делают кино ради кино, пробуют, экспериментируют, поддерживают друг друга. А якутский зритель поддерживает своих кинематографистов. Люди хотят смотреть фильмы на своем языке, видеть в фильмах себя, видеть свою жизнь.

Билеты на «Weekend Якутского кино» можно приобрести на сайте КАРО.Арт.

Поделиться