Этот поезд в огне: Чего ждать от сериала «Сквозь снег»

Поехали!

кадр из фильма

кадр из фильма

Действие сериала «Сквозь снег» разворачивается спустя шесть лет и девять месяцев после того, как поезд-ковчег с остатками человечества на борту отправился в бесконечное кругосветное путешествие по обледеневшей планете, а случилось это в 2014-м. Стало быть, все, что мы видим, разворачивается приблизительно в наши дни (в 2020 или 2021 году) в альтернативном постапокалиптическом мире, и сериал является приквелом фильма будущего постановщика «Паразитов» Пона Джун Хо, вышедшего в 2013 году. Действие полного метра, напомним, происходило в 2031-м — через 17 лет после того, как ученые, спасая Землю от глобального потепления, распылили в атмосфере хладагент CW7 и устроили новый ледниковый период (куда более губительный, чем все предыдущие вместе взятые).

Главный герой истории — Андре Лейтон (Давид Диггс), один из бесправных, прозябающих в голоде и нищете обитателей хвоста поезда. Хвостовики едут в «Снегоходе» зайцами — они не смогли приобрести билеты на ковчег длиной в 1001 вагон («сказочное» число выглядит издевательски в суровом антиутопическом контексте) и прорвались на борт в последний момент. Обилеченные пассажиры относятся к хвостовикам с ожидаемыми презрением и опаской: кормят их черными протеиновыми брусками, с санитарными нормами в хвосте поезда тоже, понятно, ситуация кошмарная. Хвостовики то и дело устраивают бунты, пытаясь прорваться через солдатские кордоны в головную часть поезда, чтобы предъявить верхам, купающимся в роскоши, счет за нечеловеческую жизнь. Однако ни одно из этих восстаний так и не дотянуло до полноценной революции — все они были жестоко подавлены, счет жертвам идет на десятки.

Лейтон оказывается в центре очередного такого бунта: всё уже более или менее готово к прорыву хотя бы в следующий вагон, однако его внезапно выдергивают в головные вагоны — в приказном порядке, одного. Выясняется, что в «земной жизни» Лейтон был полицейским детективом, и теперь его навыки могут пригодиться: в одном из головных вагонов произошло убийство, и есть подозрение, что среди тамошних пассажиров затесался серийный убийца — пару лет назад уже был похожий случай. В участии Лейтона в деле заинтересована одна из главных представительниц знати — Мелани Кэвилл (Дженнифер Коннелли). Она — голос поезда, который доносит до пассажиров всю важную информации о жизни «Снегохода». И, кажется, Мелани больше, чем просто диктор (этакая говорящая голова единственного СМИ в этом антиутопическом мобильном мирке) — вся полнота ее власти прояснится в финальных кадрах первого эпизода.

Кто это сделал

кадр из фильма

кадр из фильма

Сериал создали Грэм Мэнсон и Джош Фридман. У Мэнсона за плечами — сценарий культового «Куба» (другими словами, о том, как сочиняются герметичные триллеры, он имеет представление) и создание хитового сериала «Темное дитя». Фридман успел отметиться как разработчик сериалов «Терминатор: Хроники Сары Коннор» и «Изумрудный город», а до этого адаптировал для Стивена Спилберга «Войну миров» Герберта Уэллса.

Мэнсон и Фридман решили не изобретать велосипед и фактически передислоцировали в поезд классический сюжетный ход, использующийся в космической фантастике еще со времен «Пасынков Вселенной» Роберта Хайнлайна. В звездолете, населенном большим количеством людей, что-то идет не так (например, происходит мятеж), и классовое расслоение обитателей гигантской консервной банки в непригодной для жизни окружающей среде приобретает все более четкие очертания. Выстраивается классическая антиутопическая социальная вертикаль, и в таких условиях не избежать очередного конфликта. Классический пример подобного космического сериала — «Звездный крейсер Галактика» (сгодится и оригинал 70-х, и ремейк нулевых).

Убийство в постапокалиптическом экспрессе

кадр из фильма

кадр из фильма

Что получилось из затеи Мэнсона и Фридмана? Уход в чистый жанр, чего, рано или поздно, следовало ожидать — просто антиутопический сеттинг располагает к подобного рода экспериментам. И если большинство антиутопий становится сценой, на которой разыгрывается либо мелодрама, либо конспирологический триллер (либо и то, и другое сразу), то «Сквозь снег», похоже, превращают в постапокалиптическую версию «Убийства в Восточном экспрессе». Кажется, нас не собираются перегружать социальными раскладами и заставлять размышлять о том, насколько живо происходящее на экране перекликается с нынешним реальным миром (который буквально на глазах становится все менее пригодным для жизни). «Сквозь снег» пока что выглядит как гибрид классического герметичного детектива в духе Агаты Кристи (есть сыщик, есть убийца, наверняка будут новые жертвы), триллера о серийном убийце и нарядной постапокалиптики.

Замес представляется перспективным, и есть надежда, что историю разгонят достаточно изобретательно и энергично. С миром «Снегохода» семь лет назад нас уже познакомил Пон Джун Хо (он, кстати, вместе с Пак Чхан Уком, выступает в качестве исполнительного продюсера шоу), точек пересечения с оригинальным графическим романом Жака Лоба Le Transperceneige по-прежнему не так уж много (впрочем, кое-что из заимствований присутствует уже в первом эпизоде — это печальная сцена празднования дня рождения самого пожилого хвостовика, выдернутая из первого тома комикса). Остается развивать детективный сюжет, попутно раскручивая заявленную интригу, связанную с тайной управления «Снегоходом».

Пункт назначения

кадр из фильма

кадр из фильма

По первому эпизоду трудно судить, насколько далеко готовы зайти авторы, экспериментируя с жанрами (в перспективе из сериала можно сделать своего рода жанровую антологию: второй сезон может оказаться мелодрамой, третий — хоррором, и т. д.). К тому же Мэнсону и Фридману пришлось импровизировать прямо во время производственного процесса: пилот, снятый Скоттом ДерриксономДоктор Стрэндж»), был забракован — из него в шоу перекочевали лишь несколько коротких сцен и тринадцать актеров, прикрепленных к своим персонажам (остальные были либо заменены, либо сыграли других героев). Путь сериала к зрителю был, таким образом, не самым простым — его отложили на год: это время потратили на пересъемки пилота в более дорогих и масштабных декорациях. Старт оказался успешным — первый эпизод стал лучшим дебютом среди сериалов TNT со времен «Алиениста» (3,3 млн зрителей на каналах TNT и TBS), а на второй сезон шоу продлили еще до премьеры.

Поделиться