Тем временем, в штатах в ограниченный прокат вышла душераздирающая нетленка Ренни Харлина «5 дней в августе» про отважных американских журналистов, спасающих несчастных грузин, погибающих под гусеницами российских танков во время грузино-осетинского конфликта 2008 года. Отдельного упоминания заслуживает присутствие Энди Гарсии в роли Михаила Саакашвили. До памятного поедания галстука так и не дошло, но характерный акцент артист передал удачно.
Сказать что-то вразумительное о художественной ценности данного фильма крайне проблематично. Финн, когда-то снявший образцовые боевики «Крепкий орешек 2» и «Скалолаз», уже не первый год скатывается в категорию «B». Но, когда, казалось бы, дно было достигнуто, снизу постучали. Его «5 дней» — очевиднейшая пропагандистская поделка (мужественный Саакашвили пытается не допустить прямых столкновений с агрессивной и не знающей жалости Россией), рассчитанная на простых техасских парней, не с первого раза способных показать на карте мира страну-узурпатора. Конечно, Харлин не настолько глуп, чтобы идти в лобовую атаку со здравым смыслом. Витиеватые разговоры о природе любой войны должны были вывести фильм на уровень философского размышления на тему. На деле же всё это выглядит неудачным и не талантливым клоном приснопамятного «Рэмбо 3». Казалось бы с клиентом всё ясно и обжалованию не подлежит. Но.
На RottenTomatoes.com картина имеет 45%, что лично для Харлина почти триумф (для сравнения: у «12 раундов» — 30%, «Чистильщика» — 17%, «Сделки с дьяволом» — 3%). Вывод очевиден — американская критика отнеслась к фильму с прохладцей, но, прямо скажем, дала право на жизнь. Справедливости ради стоит заметить, что рейтинг топ-критики равен 29%. Однако в авторитетнейшей New York Times положительная рецензия. Что, некоторым образом, символично и показательно.
Понятно, что через каких-то полгода (или полмесяца) о «5 днях» будут вспоминать как об ещё одном кино-недоразумении когда-то крепкого профессионала. Но это не отменяет того грустного факта, что горячие головы по-прежнему пытаются использовать кино (кстати, привет «Олимпиус Инферно» Игоря Волошина) в качестве органа пропаганды. Надо быть последним идеалистом, чтобы всерьёз рассчитывать на серьёзные изменения (когда, скажем, во главу угла ставится эстетическая, художественная составляющая, а уже потом — всё остальное) в ближайшем будущем. Но можно же хотя бы пытаться делать свою работу качественно. Пока же ничего кроме хохота и слёз умиления эти попытки не вызывают. И вызвать вряд ли способны.