«Груз 200», «Милые кости», «Молчание ягнят» и другие – шесть фильмов про похищения людей от режиссера Игоря Волошина

«Груз 200», «Милые кости», «Молчание ягнят» и другие – шесть фильмов про похищения людей от режиссера Игоря Волошина

Реж. Алексей Балабанов, 2007

Как ни странно, «Груз 200» не пришел мне сразу в голову, хотя это один из «правильных» фильмов на тему. В любом из перечисленных мною фильмов драматургически есть ситуация, которую может осуществить любой человек – зритель. То есть зритель себя эмпатизирует с жертвой и с похитителем. Таким образом, мы понимаем, что любой человек может стать похитителем или быть похищенным. И в «Грузе 200» в творческом смысле меня поражает реализм, то, насколько ситуация связана с тем временем, когда все происходит, то, что это было реально возможно. Человек в погонах мог похитить человека в два счета, и никому не приходило в голову подозревать его, как-то выяснить, что произошло, а жертва находилась просто тупо в его квартире.

 

Реж. Дэвид Слэйд, 2005

В фильме есть педофил, который заманивает девочек и который в итоге становится сам жертвой. Девочка понимает, что она заходит за рамки закона. Ребенок вершит очень мрачное и брутальное правосудие. И опять же, что круто для зрителя: есть 100% доверия, что данная ситуация возможна. Каким образом это происходит: она ему подсыпает какой-то там сонник, от этого чувак засыпает и просыпается уже абсолютно подвластный ребенку, который отзеркалил маньяка и сам стал таким же. То есть реализм здесь тоже имеет место быть.

 

Реж. Дени Вильнев, 2013

Одним из поворотных моментов этот фильм очень схож сюжетно с «Подвалом». Я понимал, что мы будем повторяться, но сценарий был не про это... Там Хью Джекман подозревает Пола Дано в том, что именно он является похитителем его ребенка. Он его ворует и очень мрачно пытает. При этом еще Пол Дано по всем параметрам – и по бумажкам, по экспертизе – невменяемый подросток. И тут важно и страшно то, что человек тоже заходит out of line. Он заходит в ту зону, откуда возврата нет, герой Хью Джекмана становится преступником, и мы до последнего не понимаем, прав ли он. И только интуиция главного героя подсказывает ему, что он прав, но при этом сам переживает страшные мучения, и события в фильме вроде говорят о том, что явно он ошибся и человека этого держит не по делу. Реализм ситуации является неким откровением в плане каких-то страхов зрительской аудитории.

 

Реж. Питер Джексон, 2009

Это очень страшный фильм, жуткий, но при этом красивый. В нем меня абсолютно убила форма, которую взял Питер Джексон. Здесь совершенно очевиден референс Чикатилы для внешнего образа этого антигероя, который воровал чужих детей и держал их в своих сейфах. Тут интересно, что Джексон уходит от чистого реализма и погружает нас в метафизическое пространство, где вот эта девочка с того света совершает определенные действия, которые выражаются в знаках. Очень круто показана Джексоном потусторонняя действительность опять же при движке похищения.

 

Реж. Джонатан Демми, 1991

Тут важно то, как происходят все эти похищения, как натренирован злодей, как он аккуратно выискивает жертв на этом автобусе, как они заговаривают и потом оказываются в его логове. Заканчивается все в этом фильме правильно с точки зрения жанра и ответа авторов аудитории: что вот мы его поймали, этого товарища, при помощи Ганнибала Лектера.

 

Реж. Альфред Хичкок, 1964

Это совсем другая история, никто никого не похищает, там героиня похищает деньги. И мне показалось, что она вместе с деньгами похищает и свою личность. То есть в той обойме, которую я перечислил, я бы назвал «Марни» фильмом о метафизическом похищении собственной личности. Героиня больна, у нее раздвоение, биполярка, из-за стресса пережитого в детстве. Тогда было очень модно писать книжки и снимать фильмы о раздвоении: когда человек реально не помнит своей психотравмы. И вот тут в итоге ее вскрывает главный герой. Он пытается по любви вскрыть ее страшное прошлое, и ему это удается. В общем похищать можно не только людей, но и себя.

 

Поделиться