Прочитал книгу сценариста Блейка Снайдера с очаровательным названием «Спасите котика!» о секретах сценарного мастерства, и о том, что, собственно, вообще нужно делать, если душу гложет непреодолимое желание творить за письменным столом. Из предисловия Шейлы Ханаан Тейлор, продюсера и профессора Калифорнийского университета, следует, что «Спасите котика!» одна из лучших книг на заданную тему.
Пожалуй, главное достоинство Снайдера — манера изложения. С одной стороны, он не впадает в академизм, а с другой, не разжевывает читателям свои мысли до состояния легкоусвояемой кашицы. Излагает легко, с конкретными примерами, рекомендациями и советами. Строго и по делу. Есть, среди прочего, очень верные замечания, которые большинству новичков вряд ли придут в голову. Например, обязательное наличие у любого сценария логлайна (от англ. logline), то есть лаконичного описания будущего фильма в одном-двух предложениях. И важно, конечно, не само наличие, а эффектность этого логлайна. Он должен цеплять, после его прочтения должно возникнуть желание полистать и сценарий.
Много внимания он уделяет структуре сценария, предлагая действенный метод работы с доской, на которой можно фиксировать отдельные эпизоды, имея при этом возможность наблюдать, как видоизменяется замысел в целом.
Во время чтения, соглашаясь с большинством доводов автора, мгновенно вспоминаешь массу примеров, нарушающих правила, которые он конституирует как незыблемые. Причина подобного несогласования на поверхности. Примеры все из кино авторского, а Снайдер, о чём сам и заявляет с первых страниц, пишет о работе над сценариями жанрового кино. Начиная вспоминать голливудские ленты, понимаешь, что Блейк, в общем и целом, дело говорит. Озвучивает базовые моменты, если вдуматься, но именно с них всё всегда и начинается.
Да, при этом, если заглянуть в фильмографию самого Снайдера, то там обнаружится всего два фильма. Диснеевская комедия для всей семьи и не самый лучший фильм в карьере Сильвестра Сталлоне. Сразу вспоминается незабвенная фраза Сергея Викторовича Лаврова, сказанная в адрес министра Миллибэнда — who are you to fucking lecture me? Ответ прост. Во-первых, Снайдер был сценарным доктором и успешно «подлечил» нескольких десятков сценариев, а во-вторых, ряд сценариев, проданных им в том числе и Спилбергу, просто не добрались до экрана по независящим от него причинам. Проще говоря, человек уважаемый, пусть широким массам и неизвестный (это же относится и к другим гуру сценарного мастерства Сиду Филду и Роберту Макки).
Конечно, наивно полагать, что прочтение какой-либо книги о работе над сценарием позволит увеличить, скажем так, талантливость собственных изысканий. Это всё же тонкие материи. Либо слышишь музыку сфер, либо нет. Но какие-то моменты (пусть базовые, пусть азбучные) книга Снайдера действительно проясняет. Откровенно слабых фильмов по-прежнему снимается очень много, и после прочтения «Спасите котика!» можно вполне аргументировано говорить об их слабостях из-за отсутствия в сценарии тех самых базовых основ.
P.S. И последний штришок, непосредственно к Снайдеру и его работе отношение не имеющий. В разделе «Об авторе» по какой-то неведомой причине написано, что Блейк живёт в Беверли Хиллз. Достаточно заглянуть в Википедию, чтобы узнать, что Снайдер умер 4 августа 2009 года от лёгочной эмболии.