Посмотрел на днях фильм Джошуа Стерна «Джобс: Империя соблазна», где Эштон Кутчер играет основателя Apple, а режиссёр широкими мазками рисует/показывает историю успеха. В подобных лентах главным, конечно, является не успех как таковой, а пути-дорожки и многочисленные трудности-тревоги, которые к нему в итоге всё-таки привели. И в этом смысле, просмотр «Джобса» неплохо мотивирует. Со всем остальным, правда, хуже.
Первые кадры — презентация Ipod’a сотрудникам в 2000 году. Всё остальное: от первых шагов до возвращения в компанию в конце 90-х. То есть о нулевых — ни слова. Ни слова Стерн не говорит не только о нулевых, но и о многом другом, обозначая какие-то моменты ненавязчивым пунктиром, о котором забываешь через две минуты. Отсюда — главная претензия. Коль снимаешь биографию, без сомнения, выдающегося человека, то будь любезен зафиксировать основные вехи, а не отбиваться «скороговорками» о том, о сём, пятом-десятом. Или уж, в обратном случае, концентрируйся на чём-то одном, давая понять зрителю, что за обозначенные с самого начала границы выходить не собираешься. Стерн застрял между двумя этими стратегиями: рассказал обо всём по чуть-чуть, а какого-то цельного портрета (что для биографического жанра важнее всего), так и не возникло.
Тут, конечно, стоит вспомнить, что о работе над проектом объявили едва ли не на следующий день после смерти Джобса. Мотивы вполне ясны. Цинично, но практично. Не исключено, что очевидная спешка сыграла злую шутку. Но, как говорится, есть и хорошие новости. Над новым биопиком о Джобсе работает сам Аарон Соркин. А это серьёзная гарантия качества. У Стерна же получилось очень низкокалорийное кино. Вроде и не скучно во время просмотра, а день спустя и вспомнить нечего.