«Мой создатель»
Недалекое будущее, лаборатория где-то в заснеженной японской глуши. Здесь в гордом одиночестве работает инженер-робототехник Джордж Олмор (Тео Джеймс). Недавно он потерял любимую жену Джулс (Стэйси Мартин) в автокатастрофе, и теперь все, что ему осталось — это положенные 200 часов разговоров с ее сознанием, загруженным в Архив. Это время стремительно истекает, но Джордж не готов расстаться с женой навсегда: он разрабатывает гиноид — робокопию Джулс, в которую собирается загрузить память погибшей.
Режиссерский дебют специалиста по визуальным эффектам и дизайнера видеоигр Гэвина Ротери, несмотря на вопиющую вторичность, все же оказался приятной неожиданностью. Да, Ротери нещадно эксплуатирует целый пласт подобных историй: в диапазоне от мифа об Орфее и Эвридике и «Метрополиса» до недавних разнокалиберных лент «Из машины», «Дитя робота» и «Репродукция». Между всем этим находится место для неизбежных отсылок к Кубрику (и к «Космической одиссее 2001 года», и к унаследованному Спилбергом «Искусственному разуму») и Тарковскому с его «Солярисом».
Однако все эти цитаты и аллюзии вызывают не раздражение, а что-то вроде радости узнавания: во-первых, Ротери не ворует, а благодарно кланяется; во-вторых, у него есть свой собственный взгляд на хорошо знакомый сюжетный расклад. Дебютанта интересует темная сторона истории — то, что кроется за фасадом душераздирающей мелодрамы о попытке вернуть к жизни любимого человека: роботы в «Моем создателе» несчастны и охвачены ревностью, а сам их творец с определенного момента начинает путать любовь с разрушительной одержимостью.
(Дмитрий Молчанов)
«Форпост»
Сержант Клинт Ромеша (Скотт Иствуд) прибывает со своими людьми на отдаленный афганский форпост, призванный сдерживать атаки талибов. Однако военная точка расположена в весьма неудачном месте и становится легкой добычей для террористов. Битва за периметр, в ходе которой 53 американских солдата сдерживали натиск нескольких сотен врагов, произошедшая в 2009 году, стала одним из самых кровавых событий за всю историю пребывания армии США в Афганистане.
Основанный на книге пережившего битву ветерана Джейка Таппера, «Форпост» скромными средствами и без излишнего патриотического пафоса показывает подвиг простых американских солдат. Режиссер Род Лури, известный по ремейку «Соломенных псов» и триллеру «Ничего, кроме правды», почти с документальной точностью постарался воспроизвести печальную историю, явно подражая Ридли Скотту и его «Черному ястребу». Хотя «Форпосту» и не хватает того же накала и режиссерского видения, фильм наглядно показывает, что такое война, и задает самый, пожалуй, уместный вопрос: «А кому и зачем все это было нужно?».
Что касается актеров, то Орландо Блум, больше известный по ролям героев-любовников, убедительно выглядит в образе сурового и отчаянного капитана, а Скотт Иствуд старается максимально подражать великому отцу (даже имя его персонажа — Клинт). Конечно, у их героев нет каких-то выдающихся характеров или историй, это всего лишь маски, что, в общем, и требуется от фильма-памятника, коим и является «Форпост».
(Кирилл Горячок)
«Призраки войны»
Франция, 1944 год. Пятеро американских солдат несут вахту в опустевшем и, как вскоре выясняется, «нехорошем» особняке: с обитавшей здесь семьей нацисты зверски расправились за помощь беглым евреям, и хозяева стали призраками в собственном доме. Так что героям приходится не только оборонять объект от немцев, но и искать способы угомонить довольно агрессивные сверхъестественные силы.
«Призраки войны» — первая за 17 лет режиссерская работа Эрик Бресса, постановщика и сценариста «Эффекта бабочки». Это автоматически означает, что по ходу действия можно рассчитывать на пару-тройку сюжетных твистов, и всё в итоге окажется не так, как представлялось поначалу. Правда, ждать череды сюрпризов придется целый час, на протяжении которого «Призраки войны» выглядят довольно неуклюжей попыткой скрестить натуралистичную военную драму с мистическим хоррором. Впрочем, и тут можно разглядеть какую-никакую новизну: ведь, если речь идет о хоррор-оптике применительно ко Второй мировой, то чаще всего нам демонстрируют зомби-наци и прочее кровавое веселье (была, правда, и «Крепость» Майкла Манна — в порядке исключения из правила). Вдобавок Бресс приправляет историю остроумными отсылками к Амброзу Бирсу и Роберту Хайнлайну.
Тем досадней, что «Призраки войны» долго запрягают и слишком поздно превращаются в неглупый аттракцион — куда выгоднее они бы смотрелись, например, в формате эпизода «Сумеречной зоны».
(Д. М.)