ОТ КРОВАВОГО «КОНАНА» ДО СЕМЕЙНОГО «УИЛЛОУ»: 12 главных фэнтези-фильмов 1980-х

ОТ КРОВАВОГО «КОНАНА» ДО СЕМЕЙНОГО «УИЛЛОУ»: 12 главных фэнтези-фильмов 1980-х

кадр из фильма

кадр из фильма

Молодой ученик чародея Гален (Питер МакНикол) отправляется в маленькое королевство, чтобы сразиться с драконом, которому местные раз в полгода отдают девственницу в обмен на жизни остальных.

Фильм Мэттью Роббинса (сценариста «Близких контактов третьей степени» и «Багрового пика») мог бы стать зачинателем тренда на мрачное фэнтези вместо «Конана-варвара», но, будучи проектом студии Disney, стал жертвой маркетингового провала: многих зрителей отпугнули обилие экшна и намеки на обнаженку. Тем не менее это превосходная «сказка для взрослых», снятая на высшем техническом уровне (за спецэффекты фильм был номинирован на «Оскар»).

кадр из фильма

кадр из фильма

Мальчик Конан во время налета на племенной лагерь теряет родителей и становится рабом, участвующим в боях на выживание. Спустя годы, получив свободу благодаря своим талантам гладиатора, Конан (Арнольд Шварценеггер) отправляется на поиски злодея, убившего его семью.

Главный фэнтезийный эпик 1980-х выделяется из общей массы подражателей не столько первичностью, сколько философским бэкграундом, который режиссер и сценарист Джон Милиус изящно соединил с роскошными декорациями и жестокими сражениями: история Конана отсылает к мифологическим архетипам европейской культуры, от «Илиады» до «Беовульфа».

кадр из фильма

кадр из фильма

Спустя одиннадцать лет после гибели короля Ричарда его сын, принц Талон (Ли Хорсли), возвращается в родные земли, чтобы отомстить за смерть отца тирану Титу Кромвелю (Ричард Линч) и его подручному-колдуну.

Разгромленный критиками, но с восторгом встреченный зрителями (фильм собрал в американском прокате почти столько же, сколько и «Конан»), дебютный фильм легендарного Альберта Пьюна стал одним из главных фэнтези-хитов 1980-х. Будучи во многих отношениях калькой с «Конана», «Меч и колдун» все же был достаточно оригинальным в деталях и заодно по полной отрабатывал рейтинг R. Ко всему прочему, стоит отметить отличную игру Ричарда Линча в роли инфернального Кромвеля.

кадр из фильма

кадр из фильма

В волшебном мире когда-то давно раскололся Темный Кристалл — артефакт, поддерживающий баланс добра и зла. Это привело к появлению двух рас — мудрых мистиков и захвативших власть злобных скексисов. Молодой гелфлинг Джен должен найти осколок Кристалла и восстановить целостность артефакта — иначе скексисы будут вечно править миром.

Фэнтези-эпик создателя Маппетов Джима Хэнсона в свое время был недооценен аудиторией, однако со временем стал культовым и даже заработал приквел в виде сериала Netflix. Больше всего в фильме поражает богатство фантазии и спецэффекты: Хэнсон придумал и воплотил на экране мир, по степени продуманности эстетики не уступающий «Звездным войнам».

кадр из фильма

кадр из фильма

На планету Крулл вторгается Зверь — могущественный монстр, путешествующий по галактике. Армия подручных Зверя похищает принцессу Лиссу (Лизетт Энтони) прямо со свадебной церемонии. Чтобы спасти девушку, ее жених, принц Колвин (Кен Маршалл), отправляется на поиски древнего оружия, способного остановить Зверя.

Богато оформленный, изобретательный и яркий, «Крулл» вышел на волне интереса к фэнтези, поднятой «Конаном». Однако фильм Питера Йетса ждал оглушительный провал — как у критиков, так и у зрителей. Впрочем, время расставило все по местам, и теперь «Крулл» считается культовым.

кадр из фильма

кадр из фильма

Повелитель Тьмы (Тим Карри), жаждущий погрузить волшебный лес в вечную ночь, приказывает своим слугам-гоблинам убить последних единорогов — хранителей света. Помешать злодею могут лишь лесной странник Джек (Том Круз) и его друзья.

Один из ранних фильмов с участием Тома Круза, снятый Ридли Скоттом, несмотря на слабые кассовые результаты и смешанные отзывы критиков, был признан профессиональным сообществом: «Легенда» участвовала в основном конкурсе Венецианского фестиваля и получила номинацию на «Оскар» за грим.

кадр из фильма

кадр из фильма

Над рыцарем Этьеном Наваррским (Рутгер Хауэр) и его возлюбленной Изабо (Мишель Пфайффер) тяготеет проклятье: Этьен ночью превращается в волка, а Изабо днем — в ястреба. С помощью воришки Филиппа (Мэттью Бродерик) они надеются вернуться в город, где живет их враг, смерть которого освободит влюбленных от звериного облика.

Подзабытый сейчас и плохо прошедший в прокате фильм Ричарда Доннера был, однако, тепло встречен критиками, которые рассмотрели в средневековой фантазии драматическую глубину и отметили выдающиеся актерские работы Хауэра, Бродерика и Пфайффер.

кадр из фильма

кадр из фильма

Коннор Маклауд (Кристофер Ламберт), бессмертный воин из древнего рода, обнаруживает, что в современном Нью-Йорке его ищет давний враг — жестокий варвар Курган (Клэнси Браун), жаждущий стать последним из бессмертных.

Этот фильм, породивший целую франшизу, стал ключевым для австралийца Рассела Малкэхи и запустил голливудскую карьеру Кристофера Ламберта. Собранный из весьма эклектичного набора элементов, «Горец» скреплен воедино не только выверенной динамикой и отличными боевыми сценами, но и духом эпохи 1980-х, значительная часть которого связана как со стилем, так и с саундтреком от Queen.

кадр из фильма

кадр из фильма

Оставшись с младшим братом, девочка Сара (Дженнифер Коннелли) в сердцах желает, чтобы надоедливое дитя забрали гоблины — к ее ужасу, король гоблинов Джарет (Дэвид Боуи) действительно является, чтобы увести ребенка в свой замок. Теперь Саре, попавшей в причудливый и незнакомый мир, придется, пройдя через Лабиринт, добраться до замка, чтобы вернуть мальчика.

Второй (и последний) фильм Джима Хэнсона в качестве режиссера, культовый «Лабиринт» запоминается не только продуманным дизайном локаций и существ, но и великолепной игрой Дэвида Боуи в роли главного злодея. Кроме того, «Лабиринт», по сути, представляет собой редкое сочетание фэнтези и мюзикла — причем сочетание очень органичное.

кадр из фильма

кадр из фильма

Волей случая в руки парочке тинейджеров попадает Космический Ключ — устройство, способное открыть портал в другие миры, за которым охотятся солдаты Скелетора (Фрэнк Ланджелла). Остановить их может лишь Хи-Мэн (Дольф Лундгрен) — «самый сильный человек во Вселенной», вместе со своими друзьями бежавший на Землю с родной планеты Этернии, разрушенной войной.

Этот яркий и аляповатый (но стильный!) фильм задумывался как франшиза, призванная составить конкуренцию «Звездным войнам». Но громкого хита не вышло: сборы не оправдали ожиданий, а критика встретила кино в штыки. Зато в ретроспективе видно, что культовый статус заслужен не зря: «Повелителей Вселенной» можно считать эталонным образцом космического фэнтези, в котором древние воины стреляют из бластеров и сражаются на мечах, а злодеи вовсю используют магию и хай-тек.

кадр из фильма

кадр из фильма

Красавица Лютик (Робин Райн) накануне нежеланной свадьбы с принцем Хампердинком (Крис Сарандон) снова встречает своего возлюбленного Уэстли (Кэри Элвис), которого уже пять лет считает погибшим. Чтобы спасти девушку от злобного принца, Уэстли придется пройти через опасные испытания.

Одна из эмблематичных картин 1980-х, «Принцесса-невеста» воплощает в себе множество архетипов и тропов из сказок, но при этом оформляет их в виде метанарратива. Ко всему прочему, фильм изобилует отсылками к кино «золотого века» Голливуда и элегантно соединяет жанры ромкома и фэнтези-эпика — редкое, но здесь очень удачное сочетание.

кадр из фильма

кадр из фильма

Злая колдунья Бавморда (Джин Марш), захватившая власть в сказочной стране, узнает о пророчестве, которое гласит, что она лишится могущества из-за девочки с особой родинкой. Едва не погибнув, та самая девочка оказывается в селении нелвинов — ее спасает фермер и маг Уиллоу (Уорвик Дэвис), и теперь ему с помощью друзей предстоит доставить малышку в замок, под защиту короля и королевы.

Главный фэнтези-хит Disney в 1980-х, «Уиллоу» стал важной вехой не только в карьере режиссера Рона Ховарда, но и будущей звезды хоррор-франшизы «Лепрекон» Уорвика Дэвиса. Впрочем, здесь дело больше не в актерских работах, а в стилистике: волшебный мир воссоздан с размахом, привычным для «Диснея», а спецэффекты (за которые фильм получил оскаровскую номинацию) делала компания Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic. Кстати, Лукас здесь выступил еще и как автор сюжета.

Поделиться