«Политик» Райана Мерфи: веселая сатира на демократию и толерантность

Юный Пейтон Хобарт (Бен Платт) с детства мечтает стать президентом США. Он прочел от корки до корки биографии всех американских правителей и точно знает, какой должна быть его судьба и дорога. Первым делом Пейтон собирается стать президентом своей школы, но для этого нужно убедить избирателей — простых школьников — в том, что он единственно верный выбор. Чтобы у соперников не осталось ни единого шанса Пейтон берет в вице-президенты больную раком девочку Инфинити (Зои Дойч), живущую на попечении экстравагантной бабушки (Джессика Лэнг). Однако кампания с самого начала обрастает проблемами, а скелеты в шкафу кандидата Пейтона начинают вывалиться на всеобщее обозрения.

Плодовитости режиссера Райана Мерфи можно только позавидовать. Этой осенью, практически одновременно, вышло сразу два его сериала — очередной сезон «Американской истории ужасов» и «Политик». Последний, с одной стороны, изобилует излюбленные тропами и персонажами вселенной Мерфи: политика, гротеск, соперничество и много пожилых и прекрасных дам (без музы Джессики Лэнг никак не обойтись и, да, она вновь великолепна). Однако «Политик» одновременно и неслабо выделяется в череде работ автора: львиный оскал сатиры Мерфи, кажется, никогда еще не был таким жестким и смелым. И, к слову, это не привычная антология, а долгоиграющая история.

В «Политике» достается всем и каждому. Это уже не просто высмеивание либеральных фобий или психозов эпохи правления Трампа, как в восьмом сезоне «Американской истории ужасов». Здесь ставится под удар сама система американских ценностей, которые, по мнению, Мерфи, в современном медийном мире начинают приобретать поистине абсурдные черты. Конечно, школа, в которой учится и баллотируется Пейтон Хобарт, символизирует всю Америку, а вернее то, как работает политика в этой стране, и на что идут люди, ради одного лишнего голоса. Мерфи наглядно показывает, как рождается информационный шум и движения, наподобие MeToo. Все это лишь часть политических амбиций отдельных людей, рвущихся к власти, чтобы «сделать мир лучше».

кадр из фильма

кадр из фильма

Разыгрывают эту печальную, но местами очень смешную комедию, невротичные и карикатурные персонажи, которых Мерфи нарочно наделяет самыми очевидными стереотипами. Изобилие героев нетрадиционной ориентации, в том числе трансгендеров и бисексуалов, видится в «Политике» не как дань современности, а как откровенная издевка. Достаточно сказать, что среди кандидатов в вице-президенты числятся больная раком девочка, черная лесбиянка-феминистка и гаитянский эмигрант, слушающий рэп. Они — инструменты нынешней политической борьбы.

При этом, поскольку местом действия является старшая школа, «Политик» успевает забежать и на сторону подростковой комедии и мелодрамы, которая, кстати, нередко рифмуется с другим проектом Netflix «Половое воспитание». Школьникам не чужды любовь и жажда свободы, однако на фоне политических игр, их житейские радости не всегда оказываются невинны и легки. Отдельные эпизоды «Политика» показывают события сериала глазами посторонних людей. Так, например, сюжет одной из лучших серий разворачивается вокруг «простого избирателя» и его банальной жизни. Парню нет дела до каких-то выборов, прав человека или пластиковых трубочек в столовой, которые не перерабатываются. Его бесит только то, что ему негде уединиться, чтобы помастурбировать — все достают его этими чертовыми голосами и бюллетенями. Впрочем, не все герои вышли одинаково удачными и интересными. В частности, лучший друг Пейтона по имени Ривер (Дэвид Коренсвет) довольно быстро начинает раздражать своими глубокомысленными монологами, нарушающими абсурдистский ритм сериала.

кадр из фильма

кадр из фильма

Конечно, неслучайно, что западные критики плохо приняли «Политика» (на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes красуется значение в 56%). Новый сериал Райана Мерфи при всей его внешней гламурности и сюжетной гипертрофии способен задеть многих. Он высмеивает не какие-то отдельные политические стороны или группы, а вообще политику и общество в США. Но при всем этом автору удается удерживать внимание зрителя и на каких-то приятных мелочах, хороших актерских работах, гэгах из семейной и школьной жизни и музыкальных номерах (которые, увы, получились не такими изящными, как обычно у Мерфи и, скорее, перегружают действие). Отношения между Инфинити и ее бабушкой, основанные, кстати, на реальной истории, показаны в особенности хорошо — трудно устоять перед обаянием Джессики Лэнг, а в «Политике» она сыграла, пожалуй, одну из самых абсурдных и сумасшедших ролей в карьере.

Финал первого сезона сериала намекает на масштабное продолжение истории Пейтона Хобарта — амбициозного мальчишки с нежной душой. Перед ним возник противник посерьезнее, да и ставки выросли как никогда. Главное, чтобы в дальнейшем Мерфи не растерял эту тонкую способность сочетать гротеск и реалистичность, трагедию и фарс, политику и жизнь.

Поделиться