Вчера в прокате стартовал «Духless 2», и об этом по традиции хочется сказать несколько слов. Первая часть в 2012-м была фильмом-открытия ММКФ, а чуть позже стала большим прокатным хитом. Надо заметить, вполне заслуженно. Режиссёр Прыгунов выжал из прозы писателя Минаева даже чуть больше, чем позволял первоисточник, складно поведав зрителю историю рефлексирующего менеджера-карьериста. И вот спустя три года — сиквел. Исходя из расставленных (вполне себе жирных и не требующих дополнительных пояснений) в 2012-м точек — совсем необязательный, но куда, как говорится, деваться, если сборы оригинала в три раза превысили бюджет. Классическая история. Тут, впрочем, всегда интересна именно реализация, ироничные стенания о повальной моде на продолжения можно приберечь на случай провала, а «Духless 2» явственно из другой оперы.
Макс Андреев (
Данила Козловский) прекрасно проводит время на Бали, даже не помышляя о возвращении на историческую родину. Но, то ли спланированная провокация, то ли нелепая случайность вынуждают его приземлиться в аэропорту «Внуково», где высокопоставленные сотрудники МВД жаждут общения. Суть сделки с правоохранительными органами проста: Андреев внедряется в набирающую обороты корпорацию по развитию инновационных технологий (начальствует там его новоиспечённый друг Роман Белкин), сливает информацию о серых схемах и получает свой паспорт обратно.
«Духless» был посвящён лицемерию мира гламура и офисного планктона, «Духless 2» — лицемерию и акульским законам крупного бизнеса и крышующих его политических структур самого высокого ранга. Строго говоря, месседж примерно тот же, сменились лишь объекты для критики и ядовитых стрел. При этом режиссёр Прыгунов не то чтобы бросается на танки с перочинным ножиком в попытке уличить в чём-то нехорошем власть имущих. Скорее — намекает, подмигивает, даёт понять что... Выигрышная позиция. На политический памфлет не тянет, но кое-какие важные вещи озвучиваются вполне явно. Для потенциального блокбастера и это уже много.
Чуть сложнее дело обстоит с сюжетом. Он гладкий, ровный, выглаженный и накрахмаленный. Тут совершенно точно есть драйв, но не достаёт глубины. Собственно, это, пожалуй, единственное слабое звено всего проекта. С подтекстом всё отлично, хуже — с самим текстом. «Духless 2» — это явная попытка снять не пластмассовый мейнстрим, а мейнстрим умный. Попытка во многом успешная, но лишь за счёт тех самых подмигиваний и полунамёков. Содержательная составляющая, наверное, могла быть чуть забористее и ядрёней.
Сия претензия, однако, не обесценивает всего остального. Если сиквелу «Духless'а» имело смысл случиться, то случился он ровно таким, каким и должен был быть. А именно, достаточно внятным высказыванием о современном порядке вещей.