Рецензия на анимационный сериал «Разочарование»

В средневековой стране Дримляндии живет принцесса-алкоголичка Бин (Эбби Джейкобсон), которую старик-отец Зог (Джон Ди Маджио) собирается выдать замуж, чтобы обеспечить выгодный союз с соседним государством. Сам Зог после смерти матери Бин женился по такому же принципу — ради окончания войны. Церемония, правда, расстраивается — помогают невесть откуда взявший крохотный демоненок Люцик (комедиант Эрик Андре) и добрющий до отвращения эльф Эльфо (Нат Факсон), сбежавший из волшебной страны, где все поют и радуются жизни. Впереди королевство и её отдельных жителей ждет не одна опасность, а также муки взросления.

Трудно не оценить иронию: триумфальное возвращение в анимацию Мэтта Гроунинга носит оптимистичное имя «Разочарование». Первый сезон уложился в десять серий и вышел на Netflix, что после канонады шуток и конфликтов с FOX — не удивительно. Удивительно, что Гроунинг, плотно укоренившийся в ДНК современной телевизионной анимации, не просто не превратился в заслуженного мамонта, а остался на одной волне с сегодняшней многосерийной мультипликацией.

В первую очередь, по интонации «Разочарование» — это сэдком наподобие «Коня БоДжека», только место пьющей телезвезды из 90-х с лошадиной головой заняла пьющая молодая принцесса с неправильным прикусом и катастрофическим недостатком внимания (мать умерла пятнадцать лет назад, а отец не преуспел в поисках общего языка). Все обвинения американских телекритиков в том, что Гроунинг, мастер скетчей, не умеет рассказывать большую связную историю, легко перекрываются тем, что Гроунинг и не спешит фокусироваться исключительно на едином нарративе (хотя сквозной сюжет есть).

Десять серий «Разочарования» — это первая глава романа взросления, в котором, как завещали мастера древности, шоураннер перечисляет корабли и королевства, проводит опись комплексов, обуревающих главных персонажей, а также точечно реагирует на смену общественной повестки (разумеется, в средневековом фэнтэзи-королевстве не обойдется без шуток про, например, равенство полов или расизм).

Вслед за «БоДжеком», «Риком и Морти» или неанимационным сэдкомом «Атланта» Мэтт Гроунинг прилаживает пудовую тоску самостоятельного индивидуума к сеттингу, который обычно искрит оптимизмом или как минимум надеждой. Если сравнения средневеково-фэнтэзийной внешности «Разочарования» с «Игрой престолов» совсем смехотворны (еще бы вспомнили «Властелина колец» раз в кадре фигурируют эльфы), то «Монти Пайтон и Святой Грааль» — уже ближе.

Гроунинг и команда сценаристов даже в не слишком ударной первой серии умудряются изобрести пару головокружительных в том числе абсурдистских скетчей, а со второго эпизода плотность юмора и вовсе обретет стабильность. Заглавное же трио принцессы, эльфа и чертика из табакерки каждый раз будет находить на свои пятые точки в меру остроумные приключения — в соседнем ли питейном заведении, или же в затерянных катакомбах канувшей в лету цивилизации. Некоторые из них связаны с Бин и её родителями, другие — не очень.

Подлинный же источник каждого трипа — не глобальная история, которая, как модно после «Времени приключений», по-настоящему проклюнется только под финал, а нерешенные внутренние конфликты. «Разочарование» — это не просто драма, наряженная комедией, про пьющую принцессу, которая не хочет замуж из государственных интересов. Это паутина больших и малых трагедий, которые все герои — от Бин и её отца до принца-свина и грифона-транссексуала — стараются решать по мере сил. И как в «БоДжеке» у них получается не очень хорошо, но они будут продолжать стараться (к этому, в сущности, и сводится процесс под названием жизнь).

Поделиться