Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт — режиссерский тандем, участники которого предпочитают называть себя The Daniels. До недавнего времени Дэниэлы занимались музыкальными видео, но в 2015-м написали и сняли свою первую полнометражку. Дуэту повезло, в дебютной ленте согласились принять участие заметные актеры: Пол Дано, Мэри Элизабет Уинстэд и совсем уж звездный Дэниел Рэдклифф.
Хэнк (Дано) застрял на необитаемом острове; воды и еды нет, спасения ждать не приходится, и вот уже от отчаяния он решает повеситься. Именно в этот момент волны выносят на песчаный берег тело неизвестного мужчины (Рэдклифф). Хэнк сперва радуется, но быстро обнаруживает, что тело не подает признаков жизни, разве что громко пукает. Впрочем, на этой газовой тяге герою удается доплыть до большой земли — а там труп вдруг заявляет, что его зовут Мэнни, и начинает задавать вопросы о том, каково это — быть живым. Вскоре мертвец начинает демонстрировать другие сверхспособности — например, блюет питьевой водой и стреляет предметами из горла. Хэнк надеется, что все эти навыки помогут ему и его новому другу добраться до цивилизации.
В промо-кампании фильма «Человек — швейцарский нож» во главу угла ставится оригинальность фильма. Дескать, такого зритель еще не видел, и на что бы он не рассчитывал — его ожидания будут обмануты. Между тем, человека, видевшего клипы Дэниэлов или, например, короткометражку «Interesting Ball» обмануть не получится. Такой зритель к «Швейцарскому ножу» полностью готов, фильм — это, в общем-то, все те же идеи и находки, только без жестких временных ограничений. Существует поджанр body horror, в котором принято пугать аудиторию невероятными трансформациями человеческого тела. По аналогии можно сказать, что Дэниэлы специализируются на body comedy — то есть примерно теми же трансформациями стараются рассмешить.
Если чувство юмора Квана и Шайнерта вам близко, картина может показаться веселой. Проблема в том, что рассмешить аудиторию, кажется, не основная цель авторов. Дэниэлы хотят поговорить о важном: о любви, счастье, одиночестве, страхе перед смертью и страхе перед жизнью. Правда, их рассуждения похожи на сбивчивую болтовню старшеклассников, позавчера открывших для себя экзистенциализм. Это даже могло бы показаться милым, если бы Дэниэлы всеми возможными средствами не подчеркивали важность разговора. Саудтрек нагнетает атмосферу, монтаж намекает, что вот-вот случится катарсис — но в итоге ничего не происходит, картина так и остается всего лишь комедией с упором на телесные функции.
При этом надо отметить, что Дано хорош, несмотря на банальности, которые ему приходится произносить с экрана. Он играет с такой маниакальной энергией, что иногда за душевное здоровье актера становится страшно. За его героя, впрочем, переживать довольно сложно, поскольку Дэниэлы решили не представлять персонажа зрителям: о Хэнке мы за весь фильм практически ничего не узнаем. Как и о Мэнни — но Рэдклиффу вообще не очень повезло: роль предписывает ему лежать со скошенной на бок головой и иногда шевелить губами. Так или иначе, и три Дэниэла, и Пол стараются и выжимают из странного и скорее жуткого, а не смешного сюжета все, что можно. К сожалению, этого катастрофически мало для полуторачасового фильма. Возможно, Квану и Шайнерту пока все же стоит работать с малыми формами.
Рецензия на фильм «Человек — швейцарский нож»
Swiss Army Man
18+
/
, ,