Рецензия на фильм Дэвида Эйра «Яркость»

Две тысячи лет назад орки ввязались в полномасштабную войну, испортив себе отношения со всеми расами. Жители современного Лос-Анджелеса видят в представителях этого народа лишь преступников, а выбор одежды и музыкальные предпочтения только усиливают впечатление. Но демократия не стоит на месте, и вот первый орк по имени Николас Джакоби (Джоэл Эдгертон) вливается в ряды LAPD. Вместе с напарником Дэррилом Уордом (Уилл Смит) Ник заступает в очередной патруль, но все летит к чертям, когда к полицейским попадает волшебная палочка и Яркая эльфийка в довесок. Яркие — существа, умеющие контролировать магию, а мощь волшебной палочки сравнима с атомной бомбой. Теперь за межрасовой троицей охотится весь город: полиция, гангстеры, орки и фанатичные эльфы-ренегаты во главе c безжалостной Лейлой (Нуми Рапас).

Из «Яркости» могло получиться варево практически любой консистенции, едва ли заслуживающей внимания, если бы не одно обстоятельство — Дэвид Эйр. Слова «эльф» и «волшебная палочка» сами собой утягивают разум либо в недра в Чернолесья, либо в душные аудитории Хогвартса, и просто качественного сценария недостаточно, чтобы разбить привычный ассоциативный ряд. Нужен человек, который собаку съел на историях о злачных районах и полицейских разборах. К счастью для нас с вами, сценарист Макс Лэндис (сын Джона Лэндиса) прекрасно это понимал и отказывался продавать сценарий, пока ему не гарантируют, что постановкой займется лично Дэвид Эйр.

Эйр, пожалуй, главный современный экскурсовод по криминальному миру Лос-Анджелеса с его наркоторговцами, люмпенами, ночными перестрелками и полицейскими рейдами (даром, что сам вырос в Южном Централе). Любому, кто знаком с фильмографией режиссера, принципиальность Лэндиса в вопросе постановщика не покажется чрезмерной: в руках Эйра продуманная мифология фэнтезийной реальности с феями, орками и темным пророчеством дополняется грязью современного Города Ангелов и цементируется в правдоподобную и жесткую, как асфальт, форму. Волшебная палочка тут же превращается в действительно пугающий артефакт, орки — в метафору бедного черного населения гетто, а в эльфах безошибочно угадывается вся система истеблишмента богатых и красивых.

Любимые фишки постановщика хорошо известны: дымная атмосфера злачных кварталов и мастерски нагнетаемое напряжение, когда протагонисты оказываются между молотом и наковальней, и бежать, кажется, уже некуда. К знакомому инструментарию Эйр прикручивает несколько новых приемов: классические тропы из полицейских бадди-муви. В «Яркости» чувствуется атмосфера фильмов о массовых беспорядках в Лос-Анджелесе 1990-х. А переругивания и задушевные беседы Уорда с Джакоби, а также абсолютная функциональная бесполезность (кроме, разве что, экспозиционной) агентов местного магического ФБР словно взяты из «Смертельного оружия».

От актеров в ситуации гегемонии авторского видения требовалось лишь держать образ, и Смит, Эдгертон и Нуми Рапас с этим прекрасно справились (а как хороша шведка в эльфийском гриме — словами не передать) — впрочем, ничего удивительного. А вот работу с саундтреком стоит отметить отдельно. «Яркость» не только гармонично совмещает в себе пацанский хип-хоп с жестким хардкором (Corrupted Youth) и классикой брутал-дэт-метала (

Hammer Smashed Face от Cannibal Corpse), но и моделирует с помощью песен микро-гэги.

После «Славных парней» и «Войны против всех» «Яркость» вряд ли может претендовать на призовые места в забеге с хештэгом #buddymovie, однако Эйру удалось снять отличную картину, а Netflix — одержать еще одну победу над кинотеатрами. Хочется надеяться, что в сиквеле (о выходе которого раструбили еще до релиза) мифология Лэндиса и дружеские отношения орка и человека должны раскрыться по полной.

Поделиться