Рецензия на фильм «Дуэлянт»

«Дуэлянта» много обсуждали еще до премьеры — что не удивительно: это не просто самый дорогостоящий и зрительский проект Алексея Мизгирева, до сих пор снимавшего авторское кино, но и, возможно, крупнейший российский блокбастер текущего года. К участию в съемках привлекли звезд, как отечественных, так и зарубежных, а также оператора Максима Осадчего, стоявшего за камерой на проектах «Обитаемый остров», «Сталинград» и «9 рота». «Дуэлянта» готовили для кинотеатров IMAX, не жалея денег на картинку.

Петербург, вторая половина XIX века. Загадочный мужчина (Петр Федоров), представляющийся обладателем дворянского титула Яковлевым, приезжает в столицу откуда-то из-за границы — и тут же убивает на дуэлях полдюжины петербуржцев. При этом стрелять Яковлев, по его собственному признанию, не любит, он всего лишь зарабатывает таким образом деньги, представляя во время поединков оскорбленную сторону. Заказчиков он не знает, поскольку общается с ними исключительно через посредника — некоего пройдоху-иностранца с искусственными зубами (немецкий актер Мартин Вуттке, снимавшийся в «Облачном атласе» и «Бесславных ублюдках»).

Пока создатели прочих российских потенциальных блокбастеров пытаются сделать так, чтобы Москва в кадре выглядела космополитичным городом будущего, Мизгирев движется по другому пути. Петербург в «Дуэлянте» — город, где бесконечно льет дождь, на улицах грязь до колен, а с нищетой соседствуют дворцы, в которых высшие слои населения покупают за десятки тысяч букетики на благотворительных аукционах и предаются прочим увеселениям. Сказать, что сеттинг получился совсем уж уникальным, нельзя, — сразу же вспоминается как минимум Лондон из фильмов Гая Ричи о Холмсе. Тем не менее, бэкграунд крайне необычен для российского кинематографа, оригинален и интересен; густые цвета и обилие мелочей заставляют в буквальном смысле нырнуть в картинку. Пожалуй, в таком городе не хочется жить, но от желания разглядеть его во всех деталях избавиться невозможно.

Основной конфликт, разворачивающийся на этом впечатляющем фоне, тоже вполне удался. Речь идет о потере и обретении чести, в меру запутанная интрига имеется (сюжет, в частности, заставляет Яковлева встретиться с алеутскими шаманами — такое случается далеко не с каждым героем блокбастера). И Федоров, и Машков идеально вписываются в роли. Можно сказать, что их персонажи довольно условны, но Машкову повезло чуть меньше: антагонист совсем уж схематичен, эдакий абсолютный подлец, но благодаря какому-то дьявольскому блеску в глазах актер и его умудряется продать зрителям.

Но на этом Мизгирев, работавший над фильмом не только как постановщик, но и как сценарист, кажется, выдыхается. На пару любопытных второстепенных персонажей сил еще хватает, но на внятную романтическую линию — уже нет. Возникает вопрос: зачем она здесь вообще понадобилась? Известно же, что отечественные кинематографисты, вполне освоившие компьютерную графику, в большинстве своем по-прежнему не умеют снимать интимные сцены. Вот и в «Дуэлянте» эротика получилась, скажем так, довольно нелепой. Кажется, что Мизгирев пародирует знаменитую сцену с автомобилем из «Титаника» Кэмерона — однако нужно отметить, что «Дуэлянт» полностью лишен иронии. Между тем, немногочисленные женщины в фильме существуют с одной целью — желать мужчин.

Но обратив внимание на то, с каким увлечением Мизгирев показывает огнестрельное оружие, на то, как он смачно, хотя и без перегибов, изображает насилие (вот кому нужно снимать российские слэшеры!), можно предположить, что режиссеру просто хотелось снять «мужское» кино, мускулистый триллер без соплей. А романтика — это все по необходимости, все же речь идет о блокбастере, дорогостоящем проекте, требующем охвата максимальной аудитории.

Поделиться