В 2007 году продюсер Джей Джей Абрамс и студия Paramount выпустили тизер загадочного фильма-катастрофы, в котором не раскрыли даже название картины. Видео настолько заинтересовало аудиторию, что found-footage «Монстро», рассказывающий, как оказалось, об атаке на Нью-Йорк невиданного кайдзю, сумел собрать в мировом прокате $170 млн. Духовный сиквел-сюрприз «Кловерфилд, 10» вышел только в 2016 году, а о его существовании зрители узнали лишь за два месяца до премьеры. С третьим фильмом франшизы Абрамс и его команда пошли еще дальше в вопросах маркетинга: «Парадокс Кловерфилда» в один день получил название, официальную привязку к серии, постер, тизер, а заодно и сам релиз на Netflix.
Недалекое будущее. Землю разрывает энергетический кризис. Группа астронавтов из разных уголков планеты пытается запустить на космической станции «Кловерфилд» ускоритель частиц, который должен предоставить неограниченный источник энергии. С третьей попытки эксперимент удается, но с некоторыми побочными эффектами: Земля исчезает не только с радаров, но и из иллюминаторов, а на корабле начинают твориться лавкрафтовские ужасы. В целом все, как завещал доктор Питер Венкман: «Человеческое жертвоприношение, собаки и кошки живут вместе, массовая истерия».
К сожалению, самое непредсказуемое, что есть в «Парадоксе Кловерфилда», это стратегия его выпуска. Долго время планировалось, что «Частица Бога», будь она связана с франшизой или нет, выйдет в привычный кинотеатральный прокат. Однако в последний момент Paramount продала кино Netflix, и, создается впечатление, что сделала это не от большой веры в кассовый успех проекта. Дело в том, что «Парадокс Кловерфилда» — монстро Франкенштейна, сотканное из давно ставших клише сюжетных ходов, которые сложно не предугадать всем, кто смотрел «Чужого», «Сквозь горизонт», «Пекло» и «Гравитацию». Однако и из этого микса можно было бы выжать нечто «Живое». Прошлогодний сайфай-хоррор с Джейком Джилленхолом и Райаном Рейнольдсом на фоне «Парадокса» смотрится гораздо выгоднее за счет верных пропорций саспенса и черной комедии. Увы, фильм Джулиуса Оны тонально мотает из стороны в сторону, а персонажи ведут себя странно даже по меркам жанра — переживать за героев практически невозможно.
Маркетинг всегда являлся важной фишкой одной из самых интересных современных франшиз, однако работы Мэтта Ривза и Дэна Трахтенберга при этом были крепкими представителями своих поджанров. «Монстро» оригинально переносил «Годзиллу» на американскую почву, «Кловерфилд, 10» играл на поле камерных психологических триллеров, держа в нервном напряжении вплоть до конца ленты, во многом благодаря игре Джона Гудмана и Мэри Элизабет Уинстед. В новой картине также собрался талантливый международный состав: англичане Гугу Мбата-Роу (известная по «Сан Джуниперо» — эпизоду третьего сезона «Черного зеркала») и Дэвид Ойелоуо, американец Джон Ортис, китаянка Чжан Цзыи, ирландец Крис О’Дауд, австралийка Элизабет Дебики и немец Даниэль Брюль в своем привычном образе недовольного отличника с поджатыми губами. Тем не менее интересное применение сценаристы нашли только для руки Криса О’Дауда, однако и ее линия не получила желаемого развития и так и осталась забавным гэгом-оммажем к «Семейке Аддамс» (возможно, лучше бы Paramount действительно сделали из «Парадокса» приквел-спинофф про Вещь).Кино также явно изрезали (или даже досняли) на этапе монтажа, пытаясь приживить его к здоровому телу «Кловерфилда».
Практика Абрамса переписывать готовые сценарии, привязывая их к франшизе, никогда не казалась надежной, и то, что получилось в первый раз, закономерно не вышло во второй. Впрочем, создатели фильма предоставили нам идеальную возможность посмотреть масштабную постановку, ничего не зная о ней заранее и совсем не видя кадров, постеров и трейлера. Это все-таки редкий и полезный зрительский опыт. Хочется надеяться, что с проектом Overlord, который пока что заявлен на октябрь, поступят более аккуратно, и его связь с киновселенной Джей Джей Абрамса не будет казаться столь натянутой.