Рецензия на фильм Эдгара Райта «Прошлой ночью в Сохо»

Юная Элоиз (Томасин МакКензи) только что перебралась в Лондон из небольшого английского городка. Она мечтает стать дизайнером одежды и для своих моделей вдохновляется любимыми 1960-ми. Чтобы глубже проникнуться атмосферой свингующей эпохи, Элоиз переезжает из шумной общаги в небольшую квартирку, которую сдает пожилая дама со строгим нравом. По ночам в этом доме происходят странные вещи. Стоит Элоиз лечь спать, как она переносится в призрачный мир 1960-х, где по неоновым улицам Лондона шагает юная артистка Сэнди (Аня Тейлор-Джой), жаждущая покорить богемный мир и стать звездой. Сперва ночные путешествия во времени вдохновляют студентку, но вскоре она сталкивается с изнанкой шоу-бизнеса прошлого и узнает страшную, кровавую тайну судьбы Сэнди.

В «Прошлой ночью в Сохо» не сразу заметна рука режиссера Эдгара Райта. Замечательный стилист, каждый раз находивший свой уникальный подход к разным жанрам и расхожим сюжетам (зомби-апокалипсис, бадди-муви, конец света, фильм-ограбление и т. д.), в новом фильме деконструирует хоррор непривычным способом. В основе ленты лежит эстетика итальянского джалло и культовых британских ужасов о призраках, и, конечно, это прежде всего любовное письмо ушедшей эпохе. Однако «Прошлой ночью в Сохо» не является только лишь оммажем — скорее это, наоборот, попытка понять многообразие контрастов 1960-х с высоты сегодняшнего дня.

Картина увлекает авторской концепцией и визуальным наполнением. Райт постарался наполнить «Прошлой ночью в Сохо» множеством подтекстов, внутренних отсылок, визуальных и композиционных рифм. Следить за тем, как режиссер выстраивает художественный контраст между двумя Лондонами — современным и свингующим — крайне интересно. Постепенно довольно серый и посредственный город наших дней наполняется цветами 1960-х, главная героиня Элоиз подражает увиденной в призрачных снах манере одеваться и веселиться. Но вместе с красивыми нарядами и жизнерадостной музыкой в ее жизнь проникают и проклятые души.

кадр из фильма

кадр из фильма

«Прошлой ночью в Сохо» через стилистическую игру показывает, как работает «культура отмены». Элоиз, узнав правду о мире 1960-х, полном насилия и угнетения, приходит к тому, что слушать ту музыку и смотреть те фильмы ей уже некомфортно. И борьба ее с неупокоенными призраками прошлого сопровождается поиском истины — что на самом деле произошло и как с этим жить теперь. Райт подает этот процесс рефлексии главной героини (важно, что это очень хрупкая девушка, только что пережившая суицид родной матери) через творчество — дизайн линии одежды. Увидев, до чего патриархальный мир шоу-бизнеса 1960-х довел красавицу Сэнди (Аня Тейлор-Джой прекрасно воссоздала ее потусторонний образ), Элоиз сперва рвет пошитые платья — они напоминают ей о насилии. Но в финале она примиряется и учится любить артефакты прошлого, зная и понимая все про эпоху, которая их создала.

Любопытный сюжет Райта, к сожалению, полон шероховатостей. «Прошлой ночью в Сохо» предельно условная картина, местами режиссер доходит до абстракции. Поэтому довольно трудно погрузиться в масштабную задумку автора. Развязка, которая на самом деле очень хорошо сочетается с общей концепцией, получилась резкой и неубедительной, а отдельные сюжетные дыры так ничем и не обрастают. Впрочем, у Райта есть одно оправдание — в культовых джалло истории были порой куда условнее, и никто не жаловался.

Если смотреть «Прошлой ночью в Сохо» не как хоррор, а поставить его в один контекст с, например, «Однажды в... Голливуде», то многое встает на свои места. Это самый серьезный фильм Райта, видно, что автор воплотил в нем свои личные размышления, рефлексию о том, как сегодня в обществе происходит процесс осмысления культуры прошлого. Диалог с режиссером может получиться очень интересным, и «Прошлой ночью в Сохо» отлично работает в этом смысле. Но как жанр, аттракцион и увлекательное времяпрепровождение кино, пожалуй, разочаровывает своей избыточностью и сюжетным несовершенством.

Поделиться