Рецензия на фильм «Эксперимент «Офис» Грега МакЛина

Ранним утром сотрудники компании «Belko Industries» приходят на работу в офисное здание на окраине Боготы. Ежедневная рутина не предвещает ничего необычного, разве только охрана подозрительно усилилась, а колумбийские штатные работники отчего-то получили выходной. Вскоре, оставшиеся 83 американца окажутся наглухо запертыми в офисном комплексе, а неизвестный голос возвестит клеркам, что те были выбраны для социального эксперимента. Чтобы покинуть здание живым — необходимо убить своих коллег. В противном случае непокорных сотрудников ожидает моментальная смерть через взрывные устройства, заблаговременно установленные у всех в головах. Недолго думая, бывшие коллеги начинают вырезать друг друга чем придется.

Идея «Эксперимента «Офис» пришла режиссеру и сценаристу Джеймсу Ганну еще в 90-х, во времена, когда он плодотворно работал на трэш-студии «Трома». Правда, реализовать ее автору все не удавалось до тех пор, пока Ганн не принял решение отдать свое детище в руки Грега МакЛина — культового автора «Волчьей ямы». Плодом их сотрудничества стал концептуально простенький, но изобилующий насилием и садистским юмором хоррор, после просмотра которого приходится лишь удивляться, что режиссер «Стражей Галактики» может быть таким циником и мизантропом.

Опрятные офисные сотрудники в белых рубашках и одинаковых галстуках с большим удовольствием пустят в ход подручные предметы, чтобы угодить незримому начальству и получить повышение в виде освобождения. Двуличные отношения между работниками в фильме прописаны очень живо и остроумно, и в качестве тимбилдинга, вместо совместной поездки за город или похода в бар, многим реальным компаниям следовало бы направить свой персонал на совместный просмотр «Эксперимента». Фильм вполне тянет на воплощенную тайную страсть какого-нибудь клерка, мечтающего вырваться из ненавистного ему места.

Впрочем, несмотря на тщательно воссозданную атмосферу рабочих будней, «Эксперимент» отказывается от внятных социальных выводов и концепций. Ганн и МакЛин, встав в позицию возвещающего правила игры «голоса бога», всего лишь радостно наблюдают за всеобщей офисной мясорубкой. И «Эксперимент» может похвастаться выразительной хореографией непрекращающихся смертей. Кроме того, предугадать, кто будет следующей жертвой не так-то легко, никаких правил не предусмотрено — все будут страдать.

«Эксперимент» не трудно сравнить со знаменитой «Королевской битвой», но фильму Ганна и МакЛина не хватает ни ее масштабов, ни своего Такеши Китано, ни неожиданной финальной развязки. Создатели решили хорошенько оторваться и цинично поглумиться над офисными планктонами, которые, конечно, ненавидят друг друга и таят в себе лишь злобу и презрение. Прямота «Эксперимента» может оттолкнуть взыскательных зрителей, и вряд ли сделает его еще одной культовой хоррор-классикой в послужном списке обоих авторов. Но если оставить в стороне предрассудки, картина с легкостью порадует обилием изощренного насилия и черного юмора, который может стать настоящем отдохновением для тех, кого только что уволили с работы.

Поделиться