Рецензия на фильм «Экстрасенсы»

В российском прокате стартует психологический триллер «Экстрасенсы», в котором Энтони Хопкинс и Колин Фаррелл разыгрывают историю, забракованную Дэвидом Финчером для продолжения «Семи».

Полиция просит заслуженного медиума Джона Клэнси (Энтони Хопкинс) подсобить в поисках маньяка. Вскрыть Метод неуловимого серийного убийцы копы не в состоянии, нет ни мотивов, ни улик. Клэнси после смерти дочери, кажется, похоронил свой дар. Живёт отшельником-пенсионером в южной глуши, возвращаться не собирается. Из скорбной спячки его вытаскивает мимолетное прикосновение к детективу Кэтрин Коулз (Эбби Корниш): Клэнси видит, как по ее лицу струится кровь. Тут же его паранормальный мозг рождает размытый образ Колина Фаррелла, после чего от расследования его совести уже не отвертеться.

«Экстрасенсы» — англоязычный дебют бразильца Афонсо Пойарта. Пропуск в Голливуд ему выдали после снятого на родине гремучего криминального боевика «2 зайца». Там он заварил токсичное варево на бульоне из раннего Гая Ричи, в которое щедро сыпанул секс, анимацию, видеоигры, изобретательные бюджетные спецэффекты и национальный колорит. То кино не столько рассказывало историю, сколько давало представление, что руки, глаза и голова Пойарта находятся в правильных местах — эдакий фильм-презентация. На цельное киновысказывание «2 зайца» не тянули, больше напоминая лоскутное одеяло швами наружу.

Голливуд, однако, чуток на такие смелые заявки, так что уже спустя три года подоспели «Экстрасенсы», а с ними — весть о том, что на «фабрике грез» завелся еще один прожженный режиссер-визуалист. Радости это, однако, не прибавляет. Голливуд пока не знает, что делать с этим бразильцем. Вероятно, ему бы больше подошел какой-нибудь хулиганский комикс — с шутками, хрустом костей и стремительным монтажом. Пойарта же поставили экранизировать высокопарный паранормальный психотриллер по лежалому сценарию пятнадцатилетней давности.

С исходником произошла довольно типичная для Голливуда ситуация. Писался он, как продолжение тогда ещё просто крутого, а сейчас классического триллера «Семь». Когда сценарий показали Дэвиду Финчеру, то сказал, что свое имя под этим не поставит. Сценарий решили не выкидывать. До Пойарта он добрался с новым набором героев и мутной полумистической компонентой — героя Моргана Фримана переписали в экстрасенса (разумеется, что и писавшийся «под Финчера» маньяк был иным).

В силу личных вкусовых предпочтений бразилец решил не равняться на окончательно выветрившегося из проекта Финчера и великую операторскую работу Дариуса Хонджи, а взял за ориентир напыщенную многозначительность сериала «Ганнибал». Такую навязчивую клиповую псевдоартовость в XXI веке можно искупить только саспенсом и лихим сюжетом, но ни то, ни другое в вялой драматургии не предусмотрено. Общее заштампованное уныние Пойарт усердно разгоняет визуальными изысками, выкладывая свою изощренную мозаику в надежде, что в зрителе проснется тяга к прекрасному. Но к моменту, когда все ее элементы складываются в единую картину, смотреть «Экстрасенсов» уже полчаса как очень скучно. Настолько, что становится неловко не только за невезучего Фаррелла и трудяг Моргана и Корниш, но и за великого Хопкинса, несколько раз зачем-то обжигающего фирменным взглядом Ганнибала Лектера.

Российских локализоторов хочется упрекнуть за нерешительность. Решение переименовать «Утешение» (оригинальное название фильма) в «Экстрасенсов» видится половинчатым. Следовало, конечно, идти до конца и вешать на афиши название «Битва экстрасенсов», которое просто вертится на языке. Какой уж тут Финчер. Да и фильм как раз об этом.

Поделиться