Во время выполнения работ в открытом космосе экипаж Мэтта Ковальски (Джордж Клуни) и Райан Стоун (Сандра Буллок) попадает под удар обломков российского околоземного спутника. Их шаттл уничтожен, с каждой минутой и вздохом запасы кислорода стремятся к нулевой отметке. Единственный выход — постараться найти на орбите международную космическую станцию, где должны быть челноки, способные вернуть астронавтов домой. Взяв себя в руки, Ковальски и Стоун попытаются выполнить задуманное. Но им придётся спешить. Смертоносные обломки продолжают кружить вокруг Земли, и следующая встреча (наверняка последняя) должна случиться через каких-то девяносто минут.
«Гравитация» Альфонсо Куарона — яркий пример сочетания современнейших технологий и продуманной до последней реплики драматургии. Мексиканец осознанно усложняет задачу до возможного предела, помещая героев в безвоздушное, мрачное, холодное и пугающее пространство открытого космоса. Отказавшись от напрашивающего в таких случаях сценарного хода с параллельным повествованием — штаб-квартира НАСА и злоключения на орбите (приём, опробованный Роном Ховардом в «Аполлоне 13») — режиссёр концентрируется на пошаговых действиях Райан Стоун, не давая даже секундной передышки ни ей, ни зрителям. Каждая деталь общей мозаики, собираемой в режиме реального времени Куароном, знает своё место и отлично прилажена ко всем остальным. «Гравитация» — большой, громкий, оглушающий (в хорошем смысле) и волнующий кино-аттракцион, перемалывающий вокруг себя всё живое и неживое. В этом смысле, с точки зрения чистого ремесла и работы со спецэффектами, Альфонсо Куарон проделал выдающуюся, грандиозную работу, оставив далеко позади возможных конкурентов из числа уважаемых коллег.
В то же время, предлагаемые режиссёром обстоятельства — прекрасная возможность задуматься о вечном, вытаскивая из волшебной шляпы всё новые смыслы и месседжи. Куарон, правда, не проговаривает ничего принципиально нового — да и возможно ли это? — чего бы не сказал в «Космической одиссеи» Стэнли Кубрик, но очень точно расставляет акценты, формулируя, таким образом, пусть и не ответы, а, как минимум, хорошо структурированные и сформулированные вопросы. Достаточно лишь одного 20-минутного плана без единой монтажной склейки, открывающего фильм, чтобы волей-неволей задуматься о бренности земного бытия и оглушающей пустоте Вселенной, для которой человек — даже не песчинка, а атом, микрон, чуть меньше, чем ничто.
«Гравитация» — наглядный пример того, как без потери качества можно соединять низкие и высокие жанры, упаковывая их в историю о преодолении не только космических расстояний, но и, прежде всего, самого себя. Всё остальное, если задуматься, тут менее важно и значимо. С той лишь оговоркой, что именно это «всё остальное» сделано в «Гравитации» на высочайшем, эталонном уровне.