Говорят, что внутри каждого человека прячется маленький идиот. По крайней мере, так считает группа молодых людей, живущих весёлой коммуной в пустом загородном доме. Члены компании выпускают своих скрытых идиотов наружу, притворяясь душевнобольными. Они со знанием дела изображают даунов в общественных местах, смущая окружающих людей. Идиоту можно всё: крушить сервизы в ресторане, совершать увлекательные экскурсии в женскую душевую нагишом и даже заняться групповым сексом со своими соратниками по "идиотизму". Героиня фильма, замужняя женщина Карен, случайно оказавшись в общине, уже не может вернуться к нормальной жизни. Но вскоре приходит день, когда игра перестаёт быть расслабляющей и забавной. День, когда приходит время расплачиваться за все свои "идиотские" поступки.
Центральная лента "Догмы-95" и не только потому, что её снял Триер, но и потому, что именно она почти на сто процентов реализует все догматы заложенные в манифесте. Тем самым режиссёр, желая того или нет, приравнивает себя к "идиотам" современного кинематографа. После просмотра мы по прежнему не знаем, что такое "идиотизм", но главное - понятия "норма" и "нормальность" превращаются для нас в ещё один миф созданный обществом для собственного успокоения.
В жизни все эти люди выполняют обычную, рутинную работу - кто-то работает бухгалтером в солидной фирме, кто-то воспитателем в детском саду, забивая и почти уничтожая при этом свои потайные желания и капризы. Только здесь - среди людей, которые так же отбросили все догматы социума, они могут позволить себе осуществить свои мечты. Триер предлагает нам новый вариант утопии, где нет зависти, мелочных ссор, обид. Каждый "идиот" уважает внутреннюю свободу каждого своего собрата, никто не может покуситься на эту священную корову. Нет никаких запретов, каждый желающий может уйти в любой момент. При всей привлекательности этой ситуации ницшеанское "человеческое, слишком человеческое" вскоре прорывается в героях. Презирая условности окружающего их мира "идиоты" не замечают собственных законов, по которым вынуждена существовать их коммуна. И вот в этом микрокосме появляется лидер-тиран и страждущее меньшинство.
Сквозь профессионально выстроенные мизансцены и творческую бесшабашность режиссёра, тем не менее, явственно проступает излюбленный приём Триера - манипуляция зрительскими эмоциями. Манипуляция безжалостная, местами жестокая, он не оставляет нам шанса на какое-либо оправдание. Все мы, по Триеру, "идиоты", и большинство из нас, к сожалению, без кавычек…