Литовская ССР. Пятидесятые годы прошлого века. На смену гитлеровским оккупантам, которые «избавили» страну от гнета Советов, вернулась Красная армия. Одни литовцы согласны жить в советской стране, другие партизанят, скрываясь в лесах. Макс (Риналь Мухаметов) был одним из еврейских детей, которых вывезли из города коллаборационисты. После десяти лет выживания он возвращается в родной город, где встречает свою любовь (Юлия Пересильд). Но между влюбленными пропасть различий и исторической вражды...
«Холодное танго» стало завершающим фильмом в «советской трилогии» Павла Чухрая. Предыдущие ленты, «Вор» и «Водитель для Веры», также затрагивали темы войны и отношений. Обе картины снискали как любовь публики, так и расположение критиков.
Павел Григорьевич с первых же сцен поднимает планку очень высоко. Эпизод, в котором мать вынуждена решать, кто из ее детей останется, а кого заберут военные, наглядно демонстрирует, что никаких сглаженных углов не будет. Чухрай намерен вынести приговор. Безапелляционно, в одностороннем порядке.
И он выносит. Сцену за сценой постановщик затягивает петлю вокруг шей главных героев, и с каждым разом скидывать ее становится все сложнее. Заняв позицию стороннего наблюдателя, Чухрай долго не показывает, к какой из двух сторон он склоняется больше. Все становится ясно во второй половине ленты — постановщик не выбирает ни одну из сторон в демонстрируемой войне, не потому что он против одной или другой. Он против войны вообще. Войны, в которой одни сражаются за родной дом, вторые мстят, третьи просто выполняют приказ, а четвертые делают все, чтобы остаться в живых и уберечь детей. Виноватых вроде бы нет — у каждого своя правда. Вот против этой правды, в результате которой кровь льется рекой, выступает новый фильм режиссера.
На главные роли Чухрай позвал модных сейчас Риналя Мухаметова и Юлию Пересильд. И стоит отдать режиссеру должное — он с ними поработал как следует. Актеры очень стараются и не халтурят, играя любовь и драму. Однако все лицедеи отходят на второй план при появлении коменданта Таратуты в исполнении гениального Сергея Гармаша. Он бессовестно крадет у коллег по площадке каждую сцену, в которой появляется. В уста именно этого персонажа (к слову, героя войны, бабника и узника лагеря) вложены слова: «Родина, подруга ты моя суровая, что ж ты строгая такая, не пожалеешь, не простишь!». Эта реплика словно подводит черту под всем сказанным на экране. Очень показательно и то, что обращена она к балтийским волнам — немым свидетелям смен режимов, смертей и человеческих отношений. К волнам, которые так и будут омывать берег, когда уйдут в прошлое все герои неспокойного времени...
Часто режиссеры снимают продолжения (пусть и условные) на волне успеха какого-то одного фильма. Между «Вором» и «Холодным танго» прошло ровно двадцать лет. Чухрай подвел черту, высказался окончательно. Никаких замалчиваний или многоточий. Конец, значит, конец. И сделал это со всем присущим ему профессионализмом и с болью в сердце за «суровую и строгую подругу».