В российский прокат выходит спин-офф «Монстро» – «Кловерфилд, 10», герметичный триллер от Джей Джей Абрамса об еще одной группе выживших после вторжения гигантской твари.
«Кловерфилд, 10» – фильм-«сюрприз» в буквальном смысле. Создатели долго его скрывали – работа велась практически тайно, первая информация и первый трейлер появился за несколько месяцев до премьеры, что вообще редкость сегодня. Формально «Кловерфилд» – это сиквел или скорее спин-офф культового хоррора «Монстро» (Cloverfield в оригинале), однако знать это вовсе не обязательно – общего у них разве что предлагаемые обстоятельства и фамилия продюсера Джей Джей Абрамса в титрах. Если «Монстро» в стилистике «найденных пленок» пересказывал избитый сюжет о вторжении гигантского монстра, то «Кловерфилд, 10» – камерный психологический триллер на троих, где все действие разворачивается на паре десятков квадратных метров.
Если в других подобных фильмах о выживании небольшой группы людей в замкнутом пространстве («Яма», «Разделитель», «У твоего порога» и прочие) нам хотя бы в общих чертах дают знать, что же творится снаружи и каковы правила игры, в «Кловерфилде» избегают любых «спойлеров». Нерв повествования держится на неосведомленности главных героев о происходящем и истинных мотивах хозяина бункера. Кто он – параноик, чьи бредни помогли ему пережить конец света? Маньяк, похищающий людей? Или просто несчастный человек, спрятавшийся от всего мира под землей?
Даже когда главная тайна раскрыта, интрига не ослабевает, а вопрос о психической вменяемости Говарда останется актуальным до самых последних минут. Стоит отдать должное отличной игре Джона Гудмана, который обладает редким талантом легко превращаться из въедливого зануды в инфернального монстра. В один момент кажется очевидным, что его Говард – самый что ни на есть кошмарный маньяк, а через мгновение он – воплощенная обыденность. Раньше этим талантом актера умели пользоваться только братья Коэн.
Точно также и само повествование ловко балансирует на грани – фильм легко меняет регистр иногда по несколько раз за минуту, из триллера – в комедию, из комедии – в фарс и обратно. Этим «Кловерфилд» во многом напоминает «Мизери» Роба Райнера, где раненый писатель попал в плен к сумасшедшей поклоннице – там тоже смешного и страшного было примерно пополам. Авторы, кажется, совершенно сознательно издеваются над канонами жанра, но не в ущерб увлекательности изложения. Как часто бывает, у фильма сильно страдает финал, однако есть высокая вероятность, что вы этого не заметите – настолько круто все, что происходит перед этим.