Рецензия на фильм «Конец света»

Бывший нью-йоркский полицейский Джерико Кейн с трудом переживает гибель своей семьи, жены и маленькой дочери, которых не смог защитить от убийственного шлейфа своей профессии. Он даже всерьёз подумывает о самоубийстве. Но за три дня до наступления 2000-го года от Рождества Христова он оказывается на пути самого Сатаны, озабоченного поисками избранницы - девушки, родившейся под знаком Ока Господня. Совокупившись с ней на пороге тысячелетий, Князь Тьмы обретёт власть над миром. Но упрямцу Джерико, искушаемому благами при адском дворе, нравится жизнь при Свете, даже такая беспробудная...

ПО СИЛАМ ЧЕЛОВЕКУ САТАНА
Метафора этого мистического триллера заложена в традиционном пиаре церкви - лишь поверив в Господа изгонишь бесов. Но присутствие актёра, чьё имя неразрывно ассоциируется с девизом "сделай себя сам!", несколько её оттеняет. Когда смотришь на беспомощность духовной силы перед материализовавшимся Сатаной понимаешь, что победа Света надо Тьмой возможна только в гармонии веры во Всевышнего и уверенности в себе. Арнольд Шварценеггер, вернувшись на экран после двухгодичного перерыва, совершенно воплощает второе, а вот первое - это задача Питера Хайамса, с которой он не справился. Задействовав распространённые религиозные приметы, он профессионально выстроил стилистику своей картины в соответствии с избранным жанром. Как и раньше, сам стоял за камерой. Но поддавшись всеобщей истерии по поводу наступления третьего тысячелетия, от себя не ушёл, всего лишь - сыграв в тему. Так было с "Орденом Мстителей" (1983), где судья вступал в сообщество своих коллег, считающих закон слишком дырявым для вершения истинного правосудия, и с экранизацией романа Артура Кларка "2010" (1984), полной философии спецэффектов. Что до позднего Хайамса, снявшего "Патруль времени" (1994) и "Реликт" (1996), то это время в лучшем виде подтверждает авторскую сущность режиссёра, как технической функции постановки на том уровне, что требует взыскательный нюх массового зрителя.

Забавно повернулась судьба Гэбриэла Бирна, сыгравшего здесь шишку с Уолл-стрита, в чьё тело и вселился Дьявол. В "Стигматах", вышедших несколькими месяцами ранее, он исполнил прямо противоположную роль католического отца, исследующего по заданию Ватикана связь теологии с реальностью. Закрывая тему схожих фильмов, вышедших в прокат в то же время, остаётся вспомнить лучшую из упомянутых "сатанинскую" картину Романа Полански "Девятые врата", по душу которой развернулось немало жарких дискуссий.

Итак, по силам человеку Сатана. Если вы Арнольд Шварценеггер, то одолеете его всего за 3 дня. В противном случае, бронируйте места в аду. Вход искусителен, выхода нет.

Поделиться