Подающий надежды инженер Ален Гетти пригласил на ужин своего нового начальника с женой. Подразумевался милый беззаботный вечер: две супружеские пары, лёгкая еда, хорошее вино, обычные интеллигентские разговоры ни о чём. Планам не суждено было сбыться. Алиса – жена босса – устроила за столом выяснение отношений, обвинив мужа в многочисленных изменах. В качестве аргумента – выплеснутый в лицо бокал вина. Ожидаемых посиделок не получилось. Ко всему прочему, Гетти обнаружил в засорившейся трубе кухонной раковины лемминга – маленького грызуна, живущего исключительно в Финляндии. Появление этого существа за тысячи километров от привычной среды обитания повлечёт за собой череду странных и трагических событий.
«Лемминг» Доминика Молла открывал Каннский кинофестиваль 2005 года и, по признанию многих, успешно бился за место под солнцем с остальными участниками конкурсной программы. Увы, фильм остался без наград, но в данном случае это не главное. Куда более существенным является сам факт равного соперничества с картинами Ханеке («Скрытое»), Ван Сента («Последние дни»), Джармуша («Сломанные цветы»). Впрочем, уже предыдущий фильм француза – «Гарри – друг, который желает вам добра» - давал ясно понять, что Молл со временем может превратиться в большого самостоятельного режиссёра.
Сюжетная канва картины вдоль и поперёк «прошита» многочисленными отсылками к Кубрику, Хичкоку, Линчу, Шабролю, Бунюэлю. До конца так и не ясно, то ли режиссёр решил поиграть со зрителем в киновикторину, то ли неосознанно черпал вдохновение у старших по цеху. В любом случае, подобные постмодернистские ужимки добавляют определённого шарма происходящему на экране. Не заметивший скрытых цитат и аллюзий потеряет не многое, главное в «Лемминге» всё же от Молла, собственного, так сказать, производства.
Француз нехорошо обошёлся с жанром, вывернул всё наизнанку, поставил с ног на голову. С одной стороны, обычное для авторского кино дело, где типичное в таких случаях - «драма», является лишь номинальной характеристикой происходящего. С другой стороны, даже с учётом изначальной внежанровости фестивального кино, «Лемминг» выдаёт несколько замысловатых фортелей. Начинаясь как комедия абсурда, картина плавно перетекает в драму, затем триллер, и, в конце концов, приводит нас к мистико-фантастическому финалу. Хорошо это или плохо, вопрос в данном случае не главный. Намного интереснее наблюдать за режиссурой, которая по ходу действа просто обязана претерпевать определённые изменения в зависимости от жанрового контекста. Местами угловато, местами слишком прямолинейно, Моллу, тем не менее, удаётся обойти большинство ловушек, самим собой и расставленных. Когда нужно – будет смешно, когда необходимо – страшновато. Соединив в одном фильме множество разножанровых «фишек» и приёмов, режиссёр сумел создать удобоваримый продукт, где переход от одного к другому (жанру) осуществляется незаметно для зрителя.
Но всё это частности, кусочки единой мозаики. Важнее другое, «Лемминг» Доминика Молла оставляет редкое по нынешним временам послевкусие, когда вроде бы всё очевидно и ясно, и в тоже время притягивающе ирреально. А большего зачастую и не требуется.