Рецензия на фильм «Логан. Росомаха» Джеймса Мэнголда

Росомаха — один из самых популярных марвеловских персонажей и, по совместительству, один из самых невезучих. Каждое появление на экране героя Хью Джекмана в фильмах о Людях Икс вызывало восторг зрителей, но его сольные выходы были не столь удачными. Лента 2009-го «Люди Икс: Начало. Росомаха» была разнесена критиками в пух и прах, продолжение, вышедшее в 2013-м, также собрало не самые теплые отзывы. Третий (и, по всей видимости, заключительный) фильм о мутанте со скелетом из адамантия способен изменить сложившуюся ситуацию.

2029 год; Америка разделалась с мутантами. Чарльз Ксавьер (Патрик Стюарт), сильнейший в мире телепат, живет в изгнании, понемногу скатываясь в маразм. Логан, отказавшийся от своего боевого прозвища, присматривает за профессором. Он работает шофером и надеется когда-нибудь накопить на собственную яхту. Пока что денег едва хватает на таблетки, необходимые Ксавьеру. Между тем, и сам Логан, когда-то казавшийся неуязвимым, постарел и ослаб. Однажды на Росомаху выходит мексиканская медсестра Габриэла (Элизабет Родригес). Она заявляет, что ее 11-летняя дочь Лора (Дафни Кин) в опасности, и обещает заплатить Логану крупную сумму, если тот согласится защитить девочку и транспортировать ее к канадской границе.

Про «Логана» было понятно заранее, что это такая лента, каких до сих пор о марвеловских персонажах не снимали. Впрочем, было не очевидно, насколько серьезны различия. Благодаря усилиям Джеймса Мэнголда (ранее он поставил фильмы «Прерванная жизнь», «Переступить черту», «Рыцарь дня» и «Росомаха: Бессмертный», а в случае с «Логаном» выступил не только как режиссер, но и в качестве соавтора сценария) разница колоссальна. Сравнивать новую картину и, например, работы Брайана Сингера — все равно что проводить параллели между Super Mario Bros. и, скажем, Grand Theft Auto.

«Логан» — кино жесткое и кровожадное. Статистов тут крошат десятками, причем расчленяет их не только сам Росомаха: юная Лора, как выясняется, вполне способна постоять за себя, а Мэнголд не стесняется показывать насилие в подробностях. Кстати, для Дафни Кин эта роль стала дебютом на большом экране — и с поставленными перед ней задачами девочка справилась идеально. Героиня Кин одновременно и пугает, и вызывает сочувствие; Дафни запросто переигрывает Джекмана — и это при том, что австралийский актер как никогда ранее убедителен в роли Росомахи. Дело, наверно, в том, что Хью за прошедшие годы порядочно устал от этого персонажа — а у Мэнголда ему приходится играть именно усталость и смятение.

Неразбериха, подавленность и отсутствие надежды — именно такие ощущения вызывает лента с первых же кадров, и в этом смысле «Логан» отражает настроения, характерные для современных Соединенных Штатов, управляемых президентом Трампом. При этом обвинять Мэнголда в конъюнктурности, пожалуй, сложно: все-таки картина была задумана задолго до того, как стали известны результаты президентских выборов. Размышления на тему ксенофобии присутствовали в серии «Люди Икс» всегда, и «Логан» — это прежде всего дорогой и классно сделанный боевик, жестокое, но впечатляющее зрелище, а не политическая агитка.

Другими словами, Мэнголду наконец удалось снять лучший фильм о Росомахе: настоящий блокбастер, даже близко не похожий на ближайших конкурентов, аттракцион, который не только щекочет нервы, но заставляет искать аналогии в реальном мире. При этом вполне можно понять тех зрителей, которых избыточное насилие и давящее настроение «Логана» отпугнут. Фильм удался — но не хотелось бы, чтобы в дальнейшем все остальные кинокомиксы получались такими же.

Поделиться