Рецензия на фильм «Миссия: Неадекватна»

Однажды Гари Фолкнеру явился Всевышний и, как бы намекая на бессмысленность существования седовласого лузера, наказал наконец заняться чем-то по-настоящему важным. То ли Гари пересмотрел телевизор, откуда потоком льется плач и бравада о тщетных поисках террориста номер один, то ли пути Господни, действительно, настолько неисповедимы, а психическое здоровье «избранного» зыбко, но миссия Фолкнера озвучена предельно конкретно — найти и ликвидировать Усаму бен Ладена, растворившегося где-то в горной местности Пакистана.

Божественное проведение бьет в точку. Фолкнер — американский патриот-«почвенник» на все голову, холерик-безумец без определенного места жительства и работы с больными почками, воинственной неприязнью к любому импорту и горячечной мантрой про величие своей страны. Он берет в свой несфокусированный прицел «цель номер один» и перебирает варианты проникновения в Пакистан. Морской вояж (еще раз — в Пакистан!) на ветхой лодке заканчивается крушением на мексиканском пляже. Перелет на дельтаплане из Израиля в пакистанские горы длится не многим дольше (из-за времени потраченного на дорогу) и обрывается где-то в окрестностях холма, с которого стартует Гари. Прозрев наконец, что в Пакистан можно прилететь и вполне легально, Фолкнер открывает визу и с самурайским мечом наперевес (купленным у того же Бога в телепередаче вроде «Магазина на диване») прибывает в Исламабад.

Дабы организовать выходящему в российский прокат фильму «Миссия: Неадекватна» более благонадежный «сарафан», продвигать картину в массы следует не через имя ее главной звезды-мема Николаса Кейджа, а как новую комедию пересмешника с неправильной резьбой Ларри Чарльза. Продвинутым поклонникам телепродукции он известен, как один из авторов великих сериалов «Сайнфелд» и «Умерь свой энтузиазм». Его главные киноработы реализованы в альянсе с другим профессиональным провокатором, британским комиком Сашей Бароном Коэном. Тандем родил серию фильмов о незамутненных разумом чужаках в чужой стране — «Борат», «Бруно» и «Диктатор».

«Миссия: Неадекватна» без всяких поблажек идеально входит в пазы условной трилогии. Чарльзу не мешает ни привязка к реальным событиям и невыдуманной личности Гари Фолкнера, ни «зеркальная», вывернутая наизнанку коллизия. Протагонист на этот раз стопроцентный американец, что не мешает ему быть «белой вороной» и в родных пенатах, и в Пакистане, где сильнее всего он беспокоит не местное население, видящее в нем самую удобную для себя версию среднестатистического янки, а двух скучающих работников офиса ЦРУ.

Перед нами снова история Иванушки-дурачка, перпендикулярного свалившейся на него реальности. Для фильма про охоту на Усаму, пусть и откровенно комичную, «Миссия» проводит мало времени в Пакистане. Заграничные «Непутевые заметки» занимают меньше половины общего хронометража. Авторы не торопятся переправлять героя на Ближний Восток, но кропотливо воссоздают американский быт неприкаянного Фолкнера, записывая дневники сумасшедшего и создавая несколько по-настоящему смешных сцен.

Сделано это не для того, чтобы раскрыть личность реального главного героя. Каков настоящий Гари Фолкнер мы узнаем только на титрах, снабженных документальными вставками о его высылке из Пакистана и последующих приключениях в американском медиа-пространстве. Чарльз же без стеснения упивается очаровательным идиотом, будто придуманным заново специально для неожиданного комедийного бенефиса Николаса Кейджа. Его экранный образ существенно отличается от реального прототипа. Актер играет эдакий не замолкающий ни на секунду шарж. Текста у Кейджа здесь, кажется, больше, чем в паре десятков его предыдущих фильмов. И это как минимум затягивает.

Режиссера Чарльза посетило удивительное прозрение в выборе актера на главную роль (этому в фильме посвящена специальная шутка). Николас Кейдж в «Миссия: Неадекватна» занят приблизительно тем же, чем и его персонаж в реальной жизни — героическим безумством. У него нет продуманного плана по возвращению на голливудский Олимп, потому большинство его лихорадочных попыток смехотворны (см. фильмографию). Фильм Чарльза — тот самый самурайский меч за пару сотен долларов: не смертельное оружие, но вселяющий веру в свою избранность талисман-оберег. Пока он с тобой, ты неуязвим. Кейджевский драйв в этом фильме ровно про это. Главное — не выпускать меч из рук — и результат придет. Если не в студийном Голливуде, то в истории кино Кейдж себе место определенно вырубил. И да, миссия этого удивительного актера действительно неадекватна.

Поделиться