Рецензия на фильм «Невеста» Святослава Подгаевского

Хоррор 2015 года «Пиковая дама: Черный обряд», написанный и поставленный Святославом Подгаевским, не то чтобы встретили восторженными отзывами, но время от времени сдержанно хвалили. Признавали, в частности, что для отечественного кинематографа, нечасто балующего зрителей фильмами ужасов, это какое-никакое событие. Отмечали, что и зарубежные хорроры сейчас переживают не лучшие времена, поэтому на фоне прочих рядовых представителей жанра «Пиковая дама» не особо тушуется. Новая «страшная» лента Подгаевского (Святослав вновь выступил в качестве режиссера и сценариста) «Невеста» обещала стать еще одним шагом вперед.

Фотограф из XIX века (Игорь Хрипунов) решает оживить свою умершую невесту. Для этого он сперва делает ее посмертный портрет, а потом проводит магический обряд, переносящий душу возлюбленной в другое тело. Последствия его действий оказываются плачевными, уже в наши дни расхлебывать их приходится дальнему потомку фотографа Ивану (Вячеслав Чепурченко), тоже фотографу, и его молодой жене Насте (Виктория Агалакова).

Если «Невеста» кого-то и расстроит, то скептиков и тех, кто убежден, что хоррору в России не прижиться. Новая работа Подгаевского — может, и не прорыв, но уж точно шаг в верном направлении. В первую очередь, заметен технический прогресс. Зло, как и в «Пиковой даме», прибывшее в наши времена из XIX века, выглядит ужаснее и опаснее. Звук впечатляет — и, если честно, пугает даже сильнее картинки. Старинный особняк, ставший основным местом действия, — идеальная локация для хоррора, жутковатый дом, нашпигованный секретами.

Но грима, декораций и эффектов для удачного хоррора недостаточно. В «Невесте», кроме всего вышеперечисленного, есть еще и главная героиня Настя, из которой, благодаря Агалаковой, получилась идеальная девушка в беде. Героиня Виктории выглядит уязвимой, запутавшейся и напуганной — все, как положено.

Настины эмоции вполне объяснимы. С чем только девушке не приходится сталкиваться: на ее пути встают двойники и призраки, она ползает по темным пыльным туннелям и даже совершает непродолжительные путешествия в прошлое. Если за что и критиковать «Невесту», так за избыточность «страшилок», с которым автор картины сталкивает свою героиню. Подгаевский как будто слишком много прочел и посмотрел — и теперь пытается уместить все понравившиеся приемы в полуторачасовую ленту. Тут и буря, врывающаяся в окно, как в «Падении дома Ашеров» По, и паучья походка из «Изгоняющего дьявола», и отсылки к сравнительно недавним фильмам ужасов вроде «Зеркал» или «Звонков». «Невеста» — хоррор, сделанный по схеме «все включено». Само по себе это не плохо, картина, напичканная идеями, не дает зрителю заскучать. Однако в результате быстрой смены жутких эпизодов у аудитории не остается времени на то, чтобы всерьез испугаться.

В финале картины Подгаевский намекает на сиквел; для современного хоррора такая концовка — уже традиция, а не неожиданность. Доберется ли «Невеста 2» до кинотеатров пока неизвестно, но уже сейчас можно смело сказать: в России, кажется, научились снимать фильмы ужасов. Пока — не идеально, но уже вполне технично.

Поделиться