Рецензия на фильм «Пекло»

2057 год. Солнечная активность начинает снижаться, что грозит всему живому на Земле. К центру нашей планетарной системы люди посылают космический корабль «Икар 2». Миссия экипажа: катапультировать в светило ядерный заряд, способный, по расчётам учёных, дать вторую жизнь гаснущему Солнцу. Пролетая мимо Меркурия, «Икар 2» фиксирует сигнал бедствия, посланный пропавшим предтечей «Икаром 1». Нравственная дилемма – проигнорировать сигнал, продолжая двигаться в заданном направлении или же помочь сгинувшим в бескрайних просторах космоса коллегам – разрешается в лучших традициях Достоевского (там, где про слезу ребенка и т.д.). Гуманный порыв «Икара 2» ставит под угрозу выполнение миссии…

Когда режиссёры уровня Дэнни Бойла берутся за постановку бюджетной фантастики из серии «прекрасное далёко» становится немного боязно. Не за себя или продюсерские миллионы, а за смельчака, забравшегося в прокрустово ложе жанровых рамок и ограничений. С другой стороны, уровень зрительских ожиданий в отношении подобных кинематографических скрещиваний по понятным причинам высок. Ведь дело (интрига) даже не в том, получится ли у конкретного автора-режиссёра сдюжить с производственным молохом, а в подсознательном ожидании чего-то нового и оригинального. В случае с «Пеклом» мы были вправе рассчитывать на перезагрузку кино-заветов Кубрика, чётко сформулированных в эпохальной «Космической одиссее». При всей амбициозности означенного замысла у Бойла, надо полагать, были неплохие шансы переосмыслить забронзовевшую классику. Но, увы… Как оказалось, англичанин и не помышлял о столь высоких материях. Он, по всей видимости, просто хотел поиграть в жанр, что не могло не сказаться на содержательной части картины. В итоге так и произошло. 

Фабула «Пекла» (ответственная миссия, разношёрстный экипаж, таинственные сигналы с затерянных объектов) изучена голливудскими сценаристами вдоль и поперёк. Придумать нечто своё, доселе неизвестное и неиспользованное, здесь вряд ли возможно. Претендовать на откровение можно лишь в случае работы с формой, но не содержанием. Дэнни Бойл, как уже отмечалось, расставил акценты иначе. Англичанин снял показательный фантастический фильм, где от самого режиссёра – Directed by Danny Boyle в титрах, да пару виртуозных склеек ближе к финалу. Знакомый авторский почерк разложился в дорогостоящем «Пекле» до молекулярных частиц.

При кажущейся удобоваримости конечного продукта за режиссёра всё же обидно. Ведь наверняка хотел как лучше, а получилось… как уже не раз получалось… у других.

Поделиться