Рецензия на фильм «ПираМММида»

1994 год. Никому неизвестный математик Сергей Мамонтов (Алексей Серебряков) объявляет о создании «МММ» – кредитной организации, работающей по системе финансовой пирамиды. Количество доверчивых вкладчиков растет в геометрической прогрессии, а конкуренты и спецслужбы не могут понять, чьи именно интересы представляет появившийся ниоткуда то ли гений, то ли проходимец. Тем временем, Мамонтов создает мощную аналитическую группу во главе с бесшабашным, но даровитым Антоном (Петр Федоров), задачей которой является уничтожение банковской империи конкурента Белявского (Федор Бондарчук). Однако планы нового героя страны значительно смелее и глобальнее.

Продюсер Сергей Ливнев и режиссер Эльдар Салаватов предприняли отважную попытку переосмыслить дела не так давно минувших дней в формате жанрового светопреставления, использующего реальные факты и события середины 90-х лишь в качестве точки отсчета, необходимой для старта похожей на правду, но в то же самое время почти фантастической истории. Изменив фамилию главного героя, но оставив в неприкосновенности название всем известного мыльного пузыря, авторы выстраивают собственную конспирологическую версию, в которой художественная заданность миролюбиво уживается с приметами безвозвратно ушедшей эпохи наивности, ранимости и веры в чудеса. Казалось бы выигрышная стратегия (поместить реального исторического персонажа в водоворот вымышленных событий) на деле дает очевидные сбои, когда речь заходит о первоначальном замысле проекта.

Он – замысел, – постепенно пропадает в дымке детективных кульбитов, а ближе к финалу и вовсе теряет последние очертания в сильном тумане жанровых ухищрений, не всегда оправданных и целесообразных. Добротно снятая лента в какой-то момент перестает понимать саму себя, начиная шарахаться из стороны в сторону в диапазоне от политического триллера до ироничного панегирика лихим годинам. Подобное «вольнодумство» совсем не смертельно для фильма в целом, но лишено какого-либо смысла и очевидным образом связано с монтажными ножницами, а не видением режиссера (который, судя по всему, от тех самых ножниц был отлучен).

«Пирамммида» Эльдара Салаватова могла стать событием, но, по всей видимости, станет еще одним фильмом, потенциал которого был растерян где-то по пути к экрану. Впрочем, заслуживает ли большего афера десятилетия, сделавшая Леню Голубкова олицетворением 90-х – еще вопрос…

Поделиться