Рецензия на фильм «Простой карандаш»

Художница Антонина Золотарева (Надежда Горелова) перебирается из Питера в карельскую деревянную глушь — поближе к месту отсидки мужа, тоже художника. Устроившись в школу преподавателем МХК и черчения, Антонина Максимовна вскоре обнаруживает, что хулиган из ее класса Миша Пономарев держит в страхе не только учеников, но и преподавательский состав — ведь он младший брат здешнего бандита, царька этого захолустья, который вот-вот выйдет из тюрьмы. В отличие от местных обитателей, Антонина с таким положением дел мириться не собирается. Правда, ее борьба против Пономарева и его шайки оказывается, на первый взгляд, войной с ветряными мельницами, и это касается не только школы: «жена декабриста», похоже, не нужна даже самому «декабристу» — муж то и дело просит ее вернуться в Санкт-Петербург. Однако решительности и храбрости интеллигентной учительнице не занимать.

«Простой карандаш» — тихое, но пронзительное кино, прошедшее мимо фестивальной шумихи (хотя спецприз жюри «Окна в Европу» — тоже признание). Это важное и редкое по нынешним временам высказывание о том, что происходит в стране: «Простой карандаш» в этом смысле сродни одиночному пикету, и намек на недавние процессы по делам участников митингов прозрачен (муж главной героини осужден по сфабрикованному, как она утверждает, делу — за то, что ударил правоохранителя, и нетрудно догадаться, при каких обстоятельствах произошел этот инцидент). Правда, с определенного момента фильм Натальи Назаровой Дочь») приобретает наивно-плакатную интонацию, однако это ему удивительным образом не вредит — и дело тут как в стопроцентной узнаваемости истории, рассказанной в картине, так и в обаянии и таланте Надежды Гореловой, сыгравшей свою героиню тонко, без нажима и заламывания рук.

Кстати, об узнаваемости. У «Простого карандаша» — солидная родословная: для многих фильм станет своего рода ревизией лучших школьных (впрочем, не только школьных) картин 60-х — 70-х, в диапазоне от «Доживем до понедельника» (сходство учительницы Золотаревой с героиней Ирины Печерниковой очевидно) до «Ключа без права передачи». 

Оценка: 7 из 10

Поделиться