Северная столица становится жертвой очередного серийного убийцы. Каждую среду маньяк убивает и расчленяет девочек в возрасте от 9 до 12 лет. Поставившее на уши весь Санкт-Петербург дело ведет капитан милиции Петр Моисеев. Ряд зацепок и собственная интуиция приводят Моисеева в небольшой областной городок Светлогорск, где, как считает следователь, душегуб совершил своё первое злодеяние. Но местные органы правопорядка не слишком рады появлению питерского пинкертона. Город-то маленький, и лишняя шумиха тут ни к чему…
Тема умалишенных, выходящих на охоту по зову своего больного разума, в отечественном кино, в отличие от Голливуда, ещё не раскрыта и настоятельно требует разработки и художественного осмысления. Именно такую задачу (иначе какой смысл вообще браться за проект?) перед собой поставил Андрей Либенсон. Образцов для подражания предостаточно, западные коллеги сиё культурное поле не только вдоль и поперек вспахали, но и добротный урожай (вкупе с приятными кассовыми всходами) каждый год получают. У нас же по этой части всего ничего: лебедевский «Змеиный источник» и пустота. Единственная проблема, которую любому смельчаку, решившему в жанровое кино с оглядкой на Голливуд поиграть, просто не избежать: сравнения, параллели с теми самыми оригиналами, которые большинство зрителей видели, знают и любят.
Система координат «Того, кто гасит свет» будет очевидна любому киноману со стажем: в конце концов, крепких триллеров про серийников-психопатов («Молчание ягнят», «Семь») не так уж и много. Режиссёр сам без стеснения подкидывает зрителю подсказки, отсылая к тем или иным эпизодам всем известных картин, но главное здесь, конечно, не вся эта милая цитатная канитель, а то, что дебютант Либенсон готов предложить от себя. За своеобразные новшества могут сойти монтажные срезки, как бы сжимающие время действия до возможного минимума и операторская работа, удачно передающая всю неуютность и холодность провинциального Светлогорска. Сама же история отчаянного и честного капитана Моисеева движется к финалу неспешно, порой застывая в мнимой нерешительности, а иногда и вовсе забредая в глухой лес невразумительных деталей и намёков. И если в середине картины вопрос «Кто убийца?» ещё приятно волнует, то ближе к развязке превращается в обычный атрибут любого детективного расследования, когда ответ уже фактически не важен и малоинтересен.
«Тот, кто гасит свет» – не самый худший образчик чистого жанра. Такие дебюты нужны. Но чуда не случилось. После выхода на экраны картины Либенсона крепких качественных триллеров в нашем кино, увы, не прибавилось.