Рецензия на фильм «УБИЙЦА “СВЯЩЕННЫЙ ПАУК”»

Журналистка Рахими (Зара Амир Эбрахими) приезжает в город Мешхед, чтобы расследовать нашумевшее дело о маньяке по прозвищу «Священный паук» (Мехди Беджастани). По ночам тот ловит уличных проституток, привозит их к себе домой и хладнокровно убивает. Полиция не стремится искать преступника, опуская глаза на происходящее, ведь убитые — грешницы, до которых никому нет дела. Чтобы поймать Паука, Рахими придется самой притвориться «ночной бабочкой».

Живущий и работающий в Швеции иранец Али Аббаси стал известен после сумасшедшего фэнтезийного детектива «На границе миров», где, кроме прочего, освещались подробности половой жизни лесных троллей. Неоднозначная картина понравилась каннским критикам (главный приз в секции «Особый взгляд» в 2018 году) и открыла дорогу Аббаси к большим проектам — он снял несколько эпизодов нашумевшего сериала «Одни из нас». Социальный триллер «Убийца "Священный Паук"» значительно отличается от предыдущих работ режиссера по тону и стилю. Это мрачная и натуралистично жестокая история о современном иранском обществе, звучащая страшно актуально на фоне гремящих там протестов.

История, основанная на реальных событиях, рассказывает о ветеране войны, примерном семьянине Саиде. Психологическая травма, полученная на фронте, с годами стала сводить его с ума. В кругу семьи ему душно и тяжело, мужчине кажется, что жизнь прошла напрасно и он так и не сделал ничего полезного. Отдушину он находит в убийстве уличных проституток, беззаветно веря, что таким образом выполняет волю Аллаха и очищает родной город от скверны.

«Убийца "Священный Паук"» кропотливо исследует характер, приметы и повадки маньяка-фанатика: как он ведет себя с женой и детьми, друзьями и, наконец, приглашенными в гости женщинами. Будничный образ убийцы, легкость, с которой он совершает преступления, отражают в себе, как в зеркале, нетерпимое иранское общество. Ключевой конфликт фильма — вовсе не антагонизм между журналисткой и маньяком, а социальное неравенство женщин, выливающееся в крайнюю степень мизогинии и жестокости. Желание справедливого приговора для Саида, которого полиция попросту не видела смысла искать, для Рахими — дело принципа, символ борьбы за права. Она единственная видит в униженных жизнью проститутках людей, несчастных наркоманок, у которых никогда не было шанса быть другими. И характерно, что Рахими предстоит самой «влезть в их шкуру».

кадр из фильма

кадр из фильма

Актриса Зара Амир Эбрахими, получившая за эту роль награду в Каннах, очень точно показывает мучительный страх современной иранки перед мужчинами, у которых есть власть — будь то религиозный маньяк, мужлан-полицейский или даже обыкновенный администратор в отеле.

Режиссура Аббаси в «Убийце "Священном пауке"» лаконичнее, чем в прежних работах. В фильме чувствуется некоторый налет «фестивальной» эстетики: автор стремится к реалистичности и документальности — съемка на ручную камеру, на которую журналистка записывает интервью со свидетелями, прекрасно имитирует подлинность событий. Убийства женщин показаны натуралистично и жутковато, но все-таки в пределах разумного, а не как в условной «Золотой перчатке» Фатиха Акина. Что у Аббаси не до конца получилось, так это финальная глава фильма, в которой автор одновременно стремился показать сходящего с ума маньяка и иранское общество, отчасти провоцирующее его безумие, поддерживающее его. Здесь режиссеру не удалось избежать банальностей, и заключительным сценам не хватает лаконизма. Аббаси преподносит зрителю сразу все ответы, не давая ему возможности разыскать их самому.

Впрочем, «Убийца "Священный Паук"» — солидная и важная работа, которая прекрасно иллюстрирует конфликты в иранском обществе и наглядно объясняет причины нынешних женских протестов в стране. Когда люди поощряют убийства и возводят в кумиры маньяков — действительно пора бить тревогу.

Поделиться