Рецензия на фильм «В ожидании варваров»

Отдаленный форпост посреди пустыни спокойно живет под началом интеллигентного Магистрата (Марк Райлэнс). Много лет между его людьми и местными кочевыми варварами не возникало никаких конфликтов. Но однажды в крепость прибывают войска Империи во главе с холодным полковником Джоллом (Джонни Депп). По его словам, пустынный народ планирует вооруженные набеги на форпост, и чтобы разузнать, когда начнется атака, армия начинает жестоко допрашивать заключенных. Магистрат поначалу с недоумением смотрит на бесчинства солдат, но вмешиваться не решается. Но вскоре он проникается сочувствием к несчастному народу, и его добросердечие настроит против него Джолла и его людей.

Основанный на знаменитом романе Джона Максвелла Кутзее, «В ожидании варваров», в общем, страдает от обыкновенных недугов любой экранизации большой литературы. Колумбийский режиссер Сиро Герра, снявший до этого фестивальный хит «Объятия змея», почти буквально постарался передать на экране историю Кутзее, акцентируя внимание на самых очевидных и простых темах и мотивах книги. Это упрощение в чем-то пошло на пользу фильму: свою идею он доносит четко, и сомневаться, кто здесь прав, а кто виноват, не приходится. Но «В ожидании варваров» одновременно разворачивает сюжет слишком неспешно и суховато, отчего может создаться впечатление, что картина слегка затянута.

Центральный конфликт «В ожидании варваров» строится вовсе не на расизме, как можно было бы предположить, вернее, совсем не только на нем. Кутзее и Герра очень точно и наглядно показывают, как политика колониализма (которая, как нам часто говорят, ушла в прошлое) приводит к возникновению терроризма, а население, жившее под управлением «цивилизованных» людей, только сильнее погружается в нищету и невежество. Конечно, никаких варварских набегов могло бы и не быть, если бы не действия полковника Джолла, решившего добиться признаний от заключенных путем пыток. Но внутренняя жажда крови и садизм военного оправдываются приказами «сверху». А средство подавления восстания может быть только одним, по мнению полковника и его свиты.

Безымянный Магистрат предстает в фильме как святой, которому совесть не позволяет молча смотреть за бесчинствами армии. Однако в нем нет привычного для такого рода персонажей героизма, он слабый и обреченный на поражение человек, которому нечего противопоставить системе. Магистрат вооружен лишь правдой, которая, конечно, однажды восторжествует, но будет уже слишком поздно. Марк Райлэнс, которому достается преступно мало хороших ролей, замечательно сыграл взволнованного старика, по-христиански проникшегося сочувствием к дикому народу. В картине есть моменты, по-режиссерски не дотянутые до нужно эмоционального уровня, но Райлэнс с профессиональной легкостью единолично отвечает за драматургию фильма.

кадр из фильма

кадр из фильма

Хорошую пару составил ему и Джонни Депп, вновь представший в злодейском обличии. Актер, как всегда, придал своему герою оттенки странности и чудаковатости: Джолл носит вычурные темные очки, защищающие его от солнца. Простая, но убедительная метафора, которая моментально демонстрирует, на чьей стороне полковник. Также в фильме появляется Роберт Паттинсон, но его роль здесь, скорее, гостевая. Конечно, его персонаж еще нагляднее (куда уж?) демонстрирует цинизм и кровожадность армии Империи, но от Паттинсона хотелось бы увидеть партию пошире и интереснее.

«В ожидании варваров» смотрится лучше, если не знать ничего о первоисточнике. Получилась классическая история о соперничестве между совестью и долгом, насилием и эмпатией, которая разыграна хорошими актерами весьма недурно. Все недостатки следует списать на режиссуру Герры, фильму очень не хватает какой-то выразительной мощи, и, несмотря на красивые виды пустыни, картинка совершенно не застревает в голове, не удерживает зрительское внимание. Оттого и драматизм ситуации, судьба героев, к сожалению, не вызывают должного отклика.

Поделиться