Рецензия на фильм «Ветер, что качает вереск»

Ирландия. 1920 год. Крестьяне и рабочие создают боевые группы, вступая в ряды Ирландской Республиканской Армии. Особым усердием в борьбе против британских захватчиков отличаются братья Дэмиен и Тедди. Но если второй изначально не видел иного пути, то первый принял трудное решение, отказавшись от карьеры врача. Подрывная деятельность вчерашних мальчишек (средний возраст – 18-20 лет) проста, но эффективна: налёты на дорогах, перестрелки в барах, широкая сеть агентуры по всей стране. Их цель – показать подданным Королевы, что свободолюбивая Ирландия не желает быть падчерицей островной империи. Но вот подписан мирный договор, Великобритания признаёт автономию республики, оставляя за собой рычаги политического давления. Тедди, вчерашний лидер боевой ячейки, ратует за сотрудничество с официальными властями, Дэмиен призывает не останавливаться на достигнутом. Резкое неприятие новых убеждений вчерашних соратников приводит к конфликту, решением которого может стать физическая гибель одной из сторон.

«Ветер…» Кена Лоуча был премирован в Каннах-2006 главным призом, что, естественно, вносит свои коррективы, хотя бы на уровне зрительских ожиданий. Очевидный вопрос – «за что?» - настоятельно требует ответа. «Золотая Пальмовая Ветвь» в мире кино брэнд почище Coca-Cola или MTV. Тут не умозрительное вопрошание, а насущная необходимость. Лучший фильм крупнейшего кинофестиваля - это как приговор, обжалованию не подлежит, но сомнения вызвать может.

С формальной точки зрения к режиссёру нет вопросов. Снял на совесть, в 70 лет, наверное, иначе уже и не снимают. Да и тема для правдоруба-Лоуча не в новинку. «Тайный план» (1990) помним, ценим, уважаем. У этого режиссёра давно есть негласный карт-бланш на разговорчики в строю. Другим не позволят, а с Лоуча как с гуся вода. Ситуация, когда англичанин снимает кино о «плохих» британцах и «хороших» ирландцах начала века, конечно, парадоксальна, но возможна. Возможна, если парадом командует Лоуч. Но речь сейчас не о смысловой нагрузке, а о художественном воплощении. Это на родине картине по силам вызвать общественный резонанс, в международном прокате всё скорее сведётся к вещам куда более прозаичным: актёрские работы, аутентичность в передаче исторической эпохи, сюжетный каркас, режиссура. О не политкорректных рассуждениях Лоуча если и вспомнят, то в последнюю очередь, тут знание материала нужно, без него никуда. А ничего иного «Ветер…» предложить не в силах. Замкнутый круг.

В конечном счёте, Кен Лоуч снял по-стариковски мудрое кино, а каннское жюри обеспечило картине стопроцентное алиби. Придраться не к чему, всё чинно, благородно. Заезженная до неприличия история подана с должным для возраста постановщика академизмом. И так ли уж важно, что перед нами голый король, прикрывающий свои нежности позолотой с набережной Круазетт? Конечно, нет. Главное, что Лоуч получил-таки приз, который давно заслужил. Получил за «Ветер…», но мы будем считать, что за выслугу лет.

Поделиться