Рецензия на фильм «Заклятие 2»

После случая с семьей Перрон, когда Уорренам (Патрик Уилсон и Вера Фармига) пришлось изгонять дух салемской ведьмы, прошло несколько лет. Пережив в эффектном прологе свое самое нашумевшее дело (которое легло в основу культового «Ужаса Амитивилля»), Уоррены собрались на покой. Тем временем по ту сторону океана зловредный полтергейст начинает терроризировать мать-одиночку и ее детей, живущих на севере Лондона. По просьбе церкви Уоррены нехотя берутся помочь, прекрасно сознавая, что это дело может стать последним — являющаяся в кошмарах монахиня с челюстью рыси недвусмысленно предупреждает, что собирается их разлучить.

Титр «Основано на реальных событиях» даже сегодня может творить чудеса — конечно, при профессиональном подходе к делу. Джеймс Ван с невозмутимой серьезностью имитирует реконструкцию истории «энфилдского (по названию района Лондона) полтергейста», сильно гремевшей в свое время в прессе — и эта серьезность не может не подкупать. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что и здесь нелепость некоторых эпизодов поневоле вызывает смех.

Тем не менее, Ван — все-таки один из лучших ремесленников современного хоррора. Мало кто так умеет делать аттракционы, при условии, что работать приходится с неликвидным материалом. Жанр «дом с привидением» стар как сам хоррор. Его чуть-чуть оживила волна «мокьюментари», но ненадолго — в общем и целом все эти мелькающие тени, самозахлопывающиеся двери, оживающие механические игрушки и качели, движимые невидимой рукой, надоели еще пару десятилетий назад.

И в «Астрале», предыдущей «призрачной» франшизе режиссера, и в «Заклятии» чувствуется творческий подход как на уровне деталей (действительно оригинальных скримеров немного, но они есть), так и в общей интонации. Дело не только в монументальной серьезности, но и в очевидном стремлении к реализму, если можно так сказать. В фильмах Вана минимум графики, почти все трюки известны с дедовских времен, но засняты в упор на безжалостную «цифру».

Сейчас в Голливуде идет активная кампания за сохранение пленки, но Вана среди ее защитников нет. Он фанат «цифры» и один из главных открывателей ее хоррор-потенциала (но не первый — ровно 10 лет назад Линч задал высокую планку во «Внутренней империи»). И в «Заклятии» «цифра» срабатывает даже лучше, чем в «Астрале» — ретро-антураж при соприкосновении с ней сообщает фильму дополнительную энергию и порождает невольные ассоциации со славной эпохой в истории фильмов ужасов 1970-х годов.

Словом, фанаты должны быть довольны — это типичный фильм позднего Вана, со всеми плюсами и со всеми обычными недостатками: мощный саспенс при совершенной невзрачности драматургии, сильно буксующей в первой половине. Как всегда, здесь довольно ходульные персонажи, говорящие клишированными фразами. Режиссерский любимчик Патрик Уилсон, человек с самым глупым лицом в Голливуде (сразу после актера Стива Зана), все также ничем не выразителен. Прекрасная Вера Фармига искренне пытается добавить жизни одномерной героине, и это у нее даже немного получается. Приятно (но не более) увидеть в эпизодической роли парапсихолога-скептика Франку Потенте. Реально пугает молодая актриса Медисон Вулф, героине которой больше всего достается от озлобленного духа.

Джеймс Ван любит говорить, что он «визуальный» режиссер — все так, но печально, что он не чувствует некоторой своей неполноценности. Известен синдром новичка, который так стремится поведать миру о своих философских открытиях, что забывает об истории и персонажах. Но не менее распространена и зеркальная ситуация — опытный ремесленник, прекрасно знающий свое дело, которому нечего сказать, кроме банальностей. «Заклятие 2» — прекрасный аттракцион для летнего вечера. Но его вряд ли потянет пересмотреть во второй раз.
Поделиться