Реж. Фриц Ланг
Метрополис — город будущего, разделенный на две части: в верхнем Раю обитают обеспеченные слои населения, в нижнем Аду толкутся обслуживающие их рабочие. Однажды беспечный молодой человек из высшего сословия (Густав Фрелих) влюбляется в девушку с нижнего уровня (Бригитта Хельм), заглянувшую в Рай на экскурсию. Немая черно-белая лента Ланга — масштабная, дорогостоящая, с массовкой, спецэффектами и хронометражем в два с половиной часа — аудитории, избалованной современными блокбастерами, может показаться слишком тяжеловесной. Однако это, безусловно, уникальный артефакт, заслуживающий внимания.
Реж. Стэнли Кубрик
Еще один фильм-монолит, настоящая sci-fi-глыба (продолжительность самой известной версии — 142 минуты). Забавно, что в самой картине (и в романе Артура Кларка, писавшемся одновременно со съемками) также фигурируют «монолиты» — древние артефакты, которые в Солнечной системе оставила некая инопланетная раса, чтобы дать толчок развитию цивилизации. Самый дальний из этих артефактов был обнаружен на орбите Юпитера, куда и отправляется миссия Discovery. Астронавтам, впрочем, приходится преодолевать не только огромные пространства, но и сопротивление искусственного интеллекта, известного как HAL 9000.
Реж. Андрей Тарковский
Психолог Крис Кельвин (Донатас Банионис) летит на Солярис, чтобы помочь ученым разобраться, стоит ли пытаться наладить контакт с покрывающим всю поверхность планеты вроде бы разумным океаном. Вместо этого Крис преимущественно разбирается со своим прошлым, которое является в образе Хари (Наталья Бондарчук), умершей годы назад жены. Станислав Лем, автор литературного первоисточника, версией 1972 года остался недоволен. Впрочем, вышедший в 2002-м вариант Стивена Содерберга фантаст вроде бы даже смотреть не стал, заявив, что считает его «ремейком фильма Тарковского».
Реж. Джордж Лукас
20-летняя Кэрри Фишер в роли принцессы Леи Органы, контрабандист Хан Соло и «Тысячелетний сокол», вуки и дроиды, Дарт Вейдер и Люк Скайуокер, Звезда смерти, наконец: так начиналась самая известная фантастическая киносага в истории. Лукас снял первые (четвертые с точки зрения внутренней хронологии киновселенной) «Звездные войны» за 11 миллионов долларов; по состоянию на сегодняшний день картина заработала примерно в 70 раз больше. Девятый эпизод, завершающий сагу Скайуокеров, вышел только в 2019-м. Известно, что «Звездные войны» будут продолжаться, но в их вселенной, видимо, произойдут какие-то заметные перемены.
Реж. Ридли Скотт
Фантастика пополам с хоррором: во время высадки на неисследованной планете LV-426 команда космического корабля «Ностромо» подцепляет паразита, который затем методично разделывается с и без того немногочисленным экипажем. Главной героине Эллен Рипли (Сигурни Уивер), впрочем, приходится сражаться не только с инопланетной неубиваемой тварью, но и с бортовым компьютером по прозвищу «Мама», по-своему расставившему приоритеты. Над дизайном монстра и принадлежащего инопланетной расе космического корабля (фанатам он известен как Derelict) поработал швейцарский художгик Ханс Руди Гигер; в результате получилась лента, чья визуальная составляющая вполне способна напугать зрителей и через 40 лет после премьеры.
Реж. Стивен Спилберг
Мальчик Эллиот (Генри Томас) заводит дружбу с довольно неуклюжим, но милым пришельцем, забытым коллегами-исследователями на Земле. Инопланетянину требуется помощь: он хочет воссоединиться с сородичами, для чего необходимо отправить им сигнал. Но и Эллиоту, из семьи которого ушел отец, требуется поддержка. Родители самого Спилберга развелись, когда будущий кинематографист еще учился в школе. Пережитый болезненный опыт, видимо, и помог ему снять один из самых трогательных фантастических фильмов всех времен.
Реж. Джеймс Кэмерон
В Лос-Анджелес 1984 года из будущего прибывают двое: робот Т-800 (Арнольд Шварценеггер) и солдат из плоти и крови Кайл Риз (Майкл Бин). Первому необходимо найти и уничтожить некую Сару Коннор (Линда Хэмильтон), второму нужно ее защитить. Дело в том, что Сара в будущем станет матерью Джона Коннора, человека, которому предстоит сыграть решающую роль в схватке между людьми и машинами. Лента Кэмерона запустила целую франшизу, правда, из пяти полнометражных сиквелов заслуживает внимания только один — тот, что вышел в 1991-м с подзаголовком «Судный день».
Реж. Эндрю Стэнтон
Одна из лучших полнометражек студии Pixar — история о роботе-мусорщике, тщетно пытающемся убраться на Земле уже после того, как основное население планеты ее покинуло. Однажды ВАЛЛ-И знакомится с роботом-исследователем по имени ЕВА, прибывшим на Землю, чтобы проверить, как ту с растительным покровом. Когда ЕВА улетает, мусорщик отправляется за ней в космос, после чего мультфильм переключается в экшн-режим и становится чуть более предсказуемым; зато сюжетные повороты дают возможность аудитории (по крайней мере, англоязычной) услышать, как Сигурни Уивер озвучивает взбесившийся бортовой компьютер.
Реж. Данкан Джонс
Лента, снятая сыном Дэвида Боуи по собственному сценарию, — фактически драма на одного актера: Кевин Спейси, которому досталась вторая по важности роль, озвучивает робота и на экране не появляется, второстепенные персонажи проводят в кадре секунды. Зато Сэму Рокуэллу приходится играть сразу несколько копий своего героя — Сэма Белла, контрактника, в одиночку обслуживающего горнодобывающий комплекс на Луне. В результате инцидента Сэм узнает, он — не настоящий человек, а один из многочисленных клонов, всего лишь расходный материал для работодателей.
Реж. Гарет Эдвардс
Снятая за смешные деньги лента британского режиссера Эдвардса — странный родственник «Годзиллы» и других фильмов о гигантских чудовищах. События разворачиваются на территории Мексики, по которой бродят гигантские осьминоги, упавшие из космоса. Но инопланетные твари бОльшую часть хронометража в кадр не заходят; в центре внимания — два только что познакомившихся американца: фотожурналист Эндрю (Скут Макнейри) и дочь его начальника Саманта (Уитни Эйбл). По стечению обстоятельств им вместе приходится добираться до дома под меланхоличный саундтрек Джона Хопкинса.