Жиль Паке-Бреннер: «Агата Кристи — это бренд для взрослых»

Жиль Паке-Бреннер: «Агата Кристи — это бренд для взрослых»

Агата Кристи называла «Скрюченный домишко» своим любимым романом. Что в нем заинтересовало именно вас?

Концовка. Сама история — типичная Агата Кристи: семья, загадка, одно место действия. Не хватает только мисс Марпл или Эркюля Пуаро. А вот концовка романа — необыкновенно мрачная, изощренная и неожиданная. Мне было очень интересно исследовать зло в этой семье, которое привело к такому финалу.

Герои фильма — члены дисфункциональной семьи, так же, как и в нескольких ваших предыдущих работах, особенно в «Убийственном ультрафиолете». Судя по всему, это крайне важная для вас тема, раз даже в экранизации детектива Агаты Кристи она выходит на первый план.

Интересно, что упоминаете «Убийственный ультрафиолет», потому что это такой дальний родственник «Скрюченного домишки». Впрочем, то была артхаусная, провокативная лента, а «Домишко» — более коммерческое и доступное для широкой аудитории кино. Видно, меня действительно подсознательно интересуют дисфункциональные семьи. К психоаналитику, что ли, сходить?

кадр из фильма

кадр из фильма

«Скрюченный домишко» похож не столько на классический салонный детектив, сколько на неоготический триллер в стиле Хичкока — как, например, «Ребекка» и «Дурная слава». Это вышло случайно или вы изначально держали в уме такую параллель?

Да, я хотел одновременно снять готическую и нуарную историю. Нуар преобладает в городской части ленты — тут вам и детектив, и силуэты, и другие атрибуты нуара. В домашних сценах же больше готики, там действительно можно было снять «Ребекку». Среди прочего, я пытался сделать оммаж хоррорам студии Hammer — мне было интересно поработать с британским кинематографическим наследием. Дом снят в стиле типичного немецкого экспрессионизма.

«Убийственный ультрафиолет» — история с нарастающим саспенсом, эффектным визуальным решением и отличным финалом. Нам показалось, что картина очень похожа на «Бассейн» Жака Дере — видимо, это один из ваших любимых фильмов? Какие еще картины входят в число ваших фаворитов?

Да, это верно. Еще я тогда вдохновлялся фильмами Клода Шаброля. Я думаю, три моих любимых картины в целом — это «Космическая одиссея», «Однажды на Диком Западе» и «Бегущий по лезвию», а Стэнли Кубрик и Серджио Леоне — два моих самых любимых режиссера.

Вам понравился сиквел «Бегущего по лезвию»?

Да. Первый фильм, конечно, лучше, но то, что получилось у Дени Вильнева, — это все равно достижение.

кадр из фильма

кадр из фильма

Действие фильма происходит на несколько лет позже, чем у Агаты Кристи — в период экспансии рок-н-ролла 1950-х. Это было ваше решение?

Действие книги происходит в 1947 году, но я захотел подчеркнуть разницу поколений и переместил его в середину 1950-х. Это было время больших перемен по всему миру. Желание детей покинуть дом становится, таким образом, понятнее, ведь это действительно время зарождения рок-н-ролла. Мир в доме и мир за его пределами — совершенно разные по духу. Меня также хотелось показать субкультуру тедди-боев.

Над «Домишком» вы работали с заслуженным британским сценаристом Джулианом Феллоузом. У вас не возникало споров по поводу прочтения книги?

Джулиан написал первые версии сценария за несколько лет до того, как на проект пришел я. Он читал наш вариант сценария перед съемками и сделал ряд пометок, но это был единственный раз, когда мы пересекались.

кадр из фильма

кадр из фильма

За исключением дилогии «Расплата», все ваши фильмы сняты по романам. Вам просто удобнее работать с литературным первоисточником или вы все-таки не исключаете того, что когда-нибудь снимете кино по собственному оригинальному сценарию?

Если книга производит на меня впечатление, то я задумываюсь, можно ли адаптировать ее в кино. Я действительно часто снимаю экранизации, но это выходит само собой. У меня нет цели работать с уже существующим материалом, и я бы хотел рассказывать истории с нуля.

Критики прохладно встретили вашу экранизацию романа Гиллиан Флинн «Темные тайны». Вам есть, что им возразить, или что-то действительно пошло не так, как планировалось?

«Темные тайны» — травма для меня. На этом проекте было много производственных проблем с продюсерами. Было очень сложно работать, и я очень разочарован тем, что получилось. Я лично думаю, что фильм лучше, чем про него пишут в рецензиях. Однако я в то же время прекрасно понимаю, что он мог быть снят гораздо лучше. В чем-то виноват я сам, в чем-то — другие. Если учитывать производственные условия, то я сделал все, что мог. Могло ведь получиться еще хуже (смеется). В общем, там были типичные голливудские заморочки.

В кино давно не выходило экранизаций Агаты Кристи, а сейчас в один месяц выйдут сразу две: ваш фильм и «Убийство в Восточном экспрессе» Кеннета Браны. С чем связан такой внезапный интерес к ее творчеству, как считаете?

«Скрюченный домишко» находился в разработке лет десять, наверное. Это случайность, что кино выходит именно сейчас. Мы сейчас находимся в мире франшиз и брендов. Агата Кристи — тоже бренд, только для взрослых, и студии внезапно поняли это.

Читайте также: рецензия на «Скрюченный домишко».

Поделиться