«Девушка, которая застряла в паутине»
На удивление приемлемое продолжение франшизы, которое никто из нас не просил снимать.
Говорящее название у продолжения франшизы, в котором совершенно другие актеры делают вид, что играют знакомых персонажей, написанных другим автором. Лисбет Саландер в экранизации романа, написанного не Стигом Ларссоном, которую снял не Дэвид Финчер, предстает застрявшей на распутье, застывшей, словно муха в янтаре. В начале фильма она – могущественный хакер, который карает плохих властных мужиков и угрюмо спит с представителями своего пола (идеальная завязка для триллера эпохи движения #MeToo). Под конец она, усердно послужив Джеймсом Бондом в юбке (скорее, в кожаных штанах), столкнется лицом к лицу с детскими травмами и утратит свою силу.
На самом деле, такой разбодяженный продукт мог выглядеть гораздо хуже – смотрится «Девушка» большую часть весьма бодро. Но происходит это не благодаря Клэр Фой, которая стала уже третьей по счету Лисбет Саландер – она демонстрирует здесь все ту же напряженность и истовость, какой бравировала буквально в предыдущем месяце в «Человеке на луне», и в ее исполнении выросшая Пеппи Длинный Чулок выглядит наименее захватывающе. Смотрибельной «Девушку» сделал уругваец Феде Альварес, набивший руку на хоррорах и на удивление по-свойски ощущающий себя в заснеженных скандинавских пейзажах – то есть не старающийся попадать точно в следы, оставленные на насте Финчером. Что само по себе похвально, но может завести черт знает куда.
Илья Миллер
«Оверлорд»
Бодрая, рвущаяся на куски лента о фашистах, об их тайных экспериментах и о том, как с ними бороться.
Американская армия наконец открывает второй фронт – ожидается мощнейшая высадка на берег Нормандии. В одном из самолетов, мчащихся в пекло к фашистам, отряд диверсантов, чьей задачей является уничтожение вражеского передатчика. Кому-то страшно, кто-то хохмит, кому-то плевать на все. Но большинство из них погибнет, не опустившись на землю. Но тем немногим, кто все-таки доберется до цели, выпадет честь не только познакомиться с фашистскими огнеметами, но и узнать, что в старой французской церкви находится не только передатчик, но и секретная лаборатория…
«Оверлорд» – сильнейший аттракцион, который все время находится в состоянии внутреннего бурления и вулканизации. Однозначного мнения по отношению к этой картине нет и не может быть: авторы фильма засаживают по паре обойм за минуту, причем некоторые из выстрелов направляют себе в лоб, а сверху заливают все это пламенем из огнемета. С одной стороны, они отказались от чистого хоррора в духе «Бункера» в пользу реалистичных боевых сцен. Но как только ты проникаешься атмосферными кадрами достоверно снятого пленера, тебя тут же затаскивают в подвал церкви, где сплошные отрезанные говорящие головы, шприцы, ожившие мертвецы и прочая лже-наука. Это несоответствие заявляемого большого стиля и рудиментарных признаков жанра приводит к тому, что зритель не понимает воспринимать ли ему это все за чистую монету или от души поугарать. В результате удается и то, и другое, мало того, на очень бодрой динамике. И если мнимый главный герой, фонтанирующий миролюбивыми сентенциями негритенок, временами здорово портит общую картину, то настоящий главный герой – капрал Форд – выносит «Оверлорд» на новый уровень. То, что иногда кажется случайным сходством с великим Змеем Плискиным из «Побега из Нью-Йорка», на деле оказывается истинной семейной реликвией: в роли капрала действительно сын Курта Рассела. Этот взгляд ни с чем не перепутаешь – и работает он почище фашистского огнемета.
Денис Крюков
«Хантер Киллер»
Безобидный и скучный sub-триллер, похожий на все фильмы по теме сразу.
Новоиспеченному командиру субмарины «Арканзас» Глассу (Джерард Батлер) поручено разобраться с инцидентом в Баренцевом море, который может привести к третьей мировой войне: российская подлодка якобы затопила американскую. Тем временем на суше, в пункте базирования Полярный, путчисты во главе с министром обороны РФ Дуровым (Михаил Горевой, как всегда, на нерве) совершают государственный переворот и берут в плен президента Закарина (Александр Дьяченко). У «Арканзаса» появляется новая задача — спасти российского лидера и предотвратить войну, пока «ястребы» в Пентагоне рвут и мечут.
Фильм с такой непростой прокатной судьбой (запрет на Украине, проблемы с прокатным удостоверением в России) мог бы дать больше поводов для приятного беспокойства, но снят он по принципу «как бы кого не обидеть». Как sub-триллер «Хантер Киллер» — далеко не Das Boot, сюжетные ходы бесстыдно копируют куда более качественный материал (вроде «Охоты за "Красным Октябрем"»), да и в качестве политической рефлексии фильм тоже не очень-то состоятелен — наезд на собственную военную верхушку выглядит дежурным и формальным.
В итоге кино с пунктирным сюжетом распадается на горстку симпатичных эпизодов: вот постаревший Гэри Олдмен устраивает истерику почти в стиле Стэна из «Леона»; вот на сцену выходит капитан российской подлодки Андропов (старые добрые времена генералов Гоголя и Пушкина, увы, прошли) в интеллигентном исполнении шведа Микаэла Нюквиста (одна из последних ролей артиста, ушедшего из жизни в прошлом году); вот, наконец, и влажная мечта антитрамповского Голливуда — хиллариобразная женщина-президент (Кэролайн Гудолл), миролюбивая, мудрая и готовая урезонить разъяренных штабистов. Если уж где и запрещать «Хантер Киллера» к показу, так это в красных штатах Америки.
Дмитрий Молчанов
«Непотопляемые»
Это просто сеанс психотерапии какой-то!
Бертрану (Матье Амальрик) серьезно за 40, он пару лет сидит дома без работы, играет на диване в Candy Crush под сочувственными взглядами домочадцев и поглощает на завтрак больше антидепрессантов, чем кукурузных хлопьев. Непонятно зачем откликнувшись на объявление о наборе в группу мужского синхронного плавания, он оказывается в бассейне в компании таких же потасканных жизнью возрастных мужичков, старательно вытягивающих свои конечности в воде под надзором бывшей синхронистки (а ныне – анонимной алкоголички), декламирующей им поэзию Рильке.
Истории о том, как закоренелые андердоги собираются вместе, преодолевают свои проблемы и неожиданно попадают на пьедестал, появляются на экране с завидной частотой, и актер Жиль Леллуш здесь не отходит далеко от победной формулы. Однако «Непотопляемые» отличаются уже одним своим кастом (Жан-Юг Англад, Гийом Кане, Бенуа Пульворд и другие сливки французского экрана), члены которого крайне убедительно и сочно изображают мужчин, вглядывающихся в бездну своего жизненного пути. Также картине очень идет сравнение с отечественным «Человеком, который удивил всех», в котором мужчина в кризисе тоже берется за откровенное немужское занятие. У нас Евгений Цыганов в платье бродит по лесу под запилы Владимира Кузьмина. У французов – Матье Амальрик в плавках, купальной шапочке и с зажимом для носа старательно выполняет фигуры в воде под Фила Коллинза. Другими словами, если у вас решительно невеселое настроение этой осенью, «Непотопляемые» вполне могут стать вашими верными друзьями.
Илья Миллер
«Дубликат»
Фантастическая лента про близнецов, сценарий которой сводится к чередованию причесок главного героя.
Джонатан живет на Манхеттене и ходит на работу в архитектурное бюро. Он аккуратно причесан, застегнут на все пуговицы, дома у него все по полочкам, но стоит вторая кровать, хоть и живет он один – что-то тут не так… Впрочем, авторы довольно быстро раскрывают карты. Может, в квартире и прописан один Джонатан, но в голове у него два хозяина: он и его брат-близнец Джон. Они владеют телом посменно: с 7 до 7 и наоборот. О проделанной работе они друг другу сообщают посредством видеозаписей. В общем нормальный такой зачин для комедии, боевика, драмы, детектива и т.д. Однако режиссер Билл Оливер свою дебютную полнометражную картину не будет развивать ни в одном из этих направлений. Он ее вообще не будет развивать. Он будет с менеджерской планомерностью выжимать из ситуации все, что можно, пока она сама собой не заглохнет – что кстати в конце концов и произойдет.
Такое ощущение, что Оливер подслушал эту историю в каком-то манхеттенском кафе, но самому по этому поводу ему сказать абсолютно нечего да и не особо хочется. Поэтому главный герой – такой детский «человек в футляре», у которого нет друзей, характера и увлечений – а значит, и прописывать его особо не нужно, причесал гребенкой и порядок. Именно поэтому второй брат оказывается полной противоположностью Джонатану, но видим мы его только на видеозаписи, и о взбалмошном характере Джона нам сообщают только посредством всклокоченных волос. Примерно столько же мы узнаем и обо всем остальном окружающем мире Джонатана/Джона. В конце фильма режиссер дает неожиданную цитату из «Привидения» с Вупи Голдберг в качестве медиума. При этом дает он ее скорее неосознанно, да и вообще, судя по всему, этот фильм не видел. Не то что бы «Привидение» являлось картиной обязательной к просмотру, просто это кое-что говорит о степени общей подготовки.
Денис Крюков
«Магазинные воришки»
Двухчасовое упражнение в социальном гуманизме от любимца каннской публики.
Осаму Шибата трудится где-то на городской стройке, и на работе к нему отношение не самое человечное – но это останется за кадром истории. В кадре он будет воровать еду из супермаркетов на пару со своим сыном и уплетать ее вместе со своим большим семейством в своем доме с садиком на окраине Токио (у японских маргиналов дом – полная чаша, а как вы хотели?). Как-то раз, возвращаясь с дела, они наткнутся на пятилетнюю Юри и притащат ее домой угощать рисовыми пирожными и расчесывать волосы. Потом по телевизору увидят в новостях сюжет о ее пропаже и решат вернуть обратно в семью. Но что-то им помешает претворить свое решение в жизнь – например, тот факт, что и домочадцы Шибаты кровными узами не очень-то и связаны на самом деле.
Хирокадзу Корэеда на протяжении всей своей карьеры занимался внимательным изучением жизни изгоев и маргиналов в обществе – не стал исключением и его новый фильм. В «Магазинных воришках» Корэеда ставит под сомнение институт семьи, к которому, как известно, в Японии отношение крайне серьезное. «Иногда лучше самому выбирать себе семью – хотя бы для того, чтобы не иметь каких-то ожиданий» – из-за вот таких фраз, вложенных в уста героев фильма, успех фильма в Каннах и в домашнем прокате (четвертое место среди всех релизов) был полностью проигнорирован японским премьер-министром, обычно довольно быстро реагирующим на успехи местных артистов и спорстменов. С другой стороны, его можно понять – слишком уж глубокое погружение в непролазную бытовуху придется совершить зрителям этой социальной драмы. Здесь и долгие сцены застолья, на которых дети уминают жженый мармелад и ворованные тефтели, а старухи смеются и стригут ногти на ногах. Тут и обязательные крупные планы детских пяточек, и поэтические зарисовки вроде пускания солнечных зайчиков, лепки снеговика и рыбалки. Всего этого вполне достаточно, чтобы Корэеда, уверенно двигающийся путем Кена Лоуча, не чувствовал себя впредь изгоем на европейских кинофестивалях. Здесь могут закрыть глаза на мелкие преступления, главное – был бы человек хороший.
Илья Миллер
«Грецкий орешек»
Зачетная попытка сделать курортно-приключенческую ленту с солидным актерским ансамблем.
Артур живет в Москве. У него классная девчонка, у него классная работа и у него классное чувство юмора. Но что-то не то. И вот собственно разбираться с тем, что там не то, он и отправляется в Грецию. Технически вообще-то сначала в Турцию, а уже потом в Грецию, но это совсем неважно – атмосфера уже пошла и будет ровно держать фильм с мягкостью курортного солнца. Артур тем временем соскучится, заведет дружка-охломона, попереписывается с бывшей, переправит контрабандный груз через границу, перепутает кокаин с прахом, влипнет в историю и, конечно же, влюбится в дочку греческого мафиози.
К легкому, но остросюжетному повествованию прилагаются под стать и симпатичные аттракционы в виде: многочисленных караоке-исполнений Анной Уколовой аллегровской «Угонщицы», неслабого актерского состава, греческой фольклорной музыки, хороших шуток, красивых гречанок и великолепного выхода Александра Робака. В общем зритель так же, как и Артур, скучать не будет. Но что-то не то. Не то с интонацией. Что с ней не так – а это, конечно же, пустяк – лучше всего продемонстрирует цитата с сайта Алекса Дубаса, по книге которого «Грецкий орешек» и снят. Цитата не про фильм, не про Грецию, а про атмосферу: «Он отличается неповторимым стилем и изысканностью речи, мягким тембром голоса, легким юмором и умением создать особую атмосферу для гостей мероприятий».
Денис Крюков