1951 год, Австралия. Миртл Даннэдж (Кейт Уинслет) высаживается на автостанции крохотного городишка Дунгатар. В руках у нее короб со швейной машинкой Singer и портсигар. Затянувшись сигаретой, роскошная женщина в изысканном платье сообщает родной сонной провинции, заставляющей вспомнить про вестерны о Диком Западе, что она вернулась. Ничего хорошего, понятно, ждать уже не стоит.
Давным-давно юную Миртл изгнали из города за убийство сынка мэра. На чужбине девушка обучилась портняжному ремеслу, объехала весь мир и прониклась духом парижской высокой моды. Родная мать, известная в городе, как Чокнутая Молли (Джуди Дэвис), отказывается признавать дочь. Миртл же отмывает ворчливую старуху, наводит порядок в доме и предлагает местным услуги портнихи, одевая их в платья невиданной для Дунгатара дерзости и изящества. Парни не могут оторвать взгляд от роковой портнихи, а счастливые обладательницы нарядов живут новой жизнью. Угрюмая же часть городской общины продолжает перешептываться: «Убийца вернулась».
«Месть от кутюр» — громкий литературный дебют австралийки Розали Хэм. Книга не добралась до топовых наград англоязычной прозы, но на родине отметилась попаданием в несколько престижных шорт-листов и трижды фигурировала в ежегодных рекомендательных списках для студентов. В середине нулевых к писательнице выстроилась очередь просящих продать права на экранизацию. Хэм предпочла иметь дело со своей школьной подругой, продюсером Сью Мэслин, которая, в свою очередь, уговорила взяться за проект соотечественницу Джослин Мурхаус.
Для Мурхаус «Месть от кутюр» очень символический проект. Она резво стартовала в 1991 году драмедией с Хьюго Уивингом и Расселом Кроу «Доказательство» (приз в Каннах за лучший дебют и россыпь национальных премий), переехала в Голливуд, где сняла две респектабельные дамские драмы «Лоскутное одеяло» и «Тысяча акров», и ушла в тень своего мужа П.Дж. Хогана.
Между «Тысячью акров» и «Местью от кутюр» уместилось почти двадцать лет — достаточный промежуток, чтобы говорить о потере режиссерской формы. Ради новой работы Мурхаус, как и ее героине, пришлось вернуться на родину, чтобы также, буквально с первых кадров фильма, заявить о себе с позиции силы. То, что «руки помнят», очевидно. Мурхаус выстраивает кадр с дотошностью и остроумием, достойным Тима Бертона (ну хорошо, позднего Тима Бертона), и подбирает единственно верные типажи дремучих горожан.
По всем вводным данным «Месть от кутюр» должна была стать единоличным бенефисом гранд-дамы проекта Кейт Уинслет — большой драматической актрисы, идущей — считаем только «оскаровские» номинации — практически по графику Мэрил Стрип (та к 41 году восемь раз добиралась до шорт-листа Киноакадемии, Уинслет — семь). Материал предполагал не столько «чистое сияние» ее актерского таланта, но вскрытие новых резервов Кейт, нечасто проверяющей себя в комедийном амплуа.
Получилось негладко. В первой половине, где Мурхаус до пола топит педаль эксцентрики, а сам фильм идет по рельсам «Человека с бульвара Капуцинов» (есть даже свой «мистер Секонд», точнее мисс), Уинслет в основном работает своим экстерьером (тоже выдающимся) и честно объясняет, почему в ее обширной фильмографии не наберется и пяти комедийных ролей. Но по ходу «книжной» истории, когда из деревенского гротеска прорастает едва ли не магический реализм с обязательной сельской драмой, персонаж Миртл Даннэдж получает необходимую Уинслет глубину, где она начинает работать на привычных драматических мощностях.
Некоторый дисбаланс роли картине, определенно, не вредит. Режиссерский замысел показать чужеродность главной героини в глубинной провинции, как минимум, никто не отменял. Австралийская киноакадемия тоже оценила класс актрисы, отметив ее работу своей высшей наградой. Пока Уинслет «плавает» в роли «роковухи», за нее работают опытные художники-постановщики — Роджер Форд («Бэйб: Четвероногий малыш», «Хроники Нарнии») и Люсинда Томсон («Там, где живут чудовища» и два первых «Гарри Поттера») — и блистательный актерский ансамбль. Джуди Дэвис, рискованно состарившись для фильма, блистательно перевоплощается в сумасбродную старуху. Сара Снук снова подтверждает, что в недрах австралийского кинематографа созрела еще одна большая актриса. Хемсворт-младший, кажется, впервые допущен до живой, «человеческой» роли, хотя и вынужден опять светить торсом и бесстыдным голубоглазым взглядом. Впрочем, когда фильм закончится, из всей группы поддержки наверняка запомнится персонаж Хьюго Уивинга — эксцентричный офицер полиции, знающий толк в стразах, перьях и прочей модной мишуре.
Вся эта пестрая компания — Дэвис, Уивингу и костюмеру Томсон киноакадемики зеленого континента тоже выдали по награде — неминуемо утянула бы фильм в легкий жанр, но Мурхаус, вопреки очевидным мелодраматическим коллизиям (семейные проклятия, открытия в генеалогическом древе, неравная любовь), твердой рукой затаскивает «Месть от кутюр» на темную территорию, где неожиданно вступает в дискуссию с великим циником-мизантропом фон Триером, когда-то пославшим городку Догвилль Николь Кидман.
Джослин Мурхаус, в XXI веке предпочитающая Австралии Лос-Анджелес, вернулась домой, обуреваемая не ностальгией по родным местечкам, а с большой фигой в кармане. Ну кто, скажите, ожидал, что улыбчивая австралийская женщина средних лет вывалит на зрителя приговор простому обывателю, матрицу которого не перебить никаким от кутюр.
Рецензия на фильм «Месть от кутюр»
Dressmaker
16+
/
, ,