Одинокая Сойер Валентини (Клер Фой) работает в крупной фирме, где терпит нежелательные намеки босса и на всякий случай обедает на улице подальше ото всех. Однажды во время свидания у девушки происходит нервный срыв — ей постоянно кажется, что за ней вновь ходит преследователь Дэвид (Джошуа Леонард), из-за которого она уже переехала в другой город. Сойер гуглит группы поддержки для жертв сталкинга и по первой же ссылке находит психологический центр «Горный ручей». Придя на прием, девушка, не глядя, подписывает документы, которые дают докторам право задержать ее на 24 часа. Вскоре ее домогатель появляется в учреждении под видом одного из санитаров. Но, может быть, это только плод ее воображения?
«Так жить нельзя», — говорит Сойер на приеме у психолога, имея в виду обострившуюся паранойю. «И часто у вас мысли о суициде?», — тут же спрашивает заботливая врач. Слово за слово, и героиня уже оказывается привязанной к больничной койке. Среди соседей по общей палате обнаруживаются кидающаяся тампонами шизофреничка Вайлет, немедленно лапающий за грудь Джейкоб и внешне вменяемый Нэйт, готовый одолжить телефон в обмен на минет.
Своим фильмом Стивен Содерберг комментирует актуальную проблему насилия над женщинами. Сойер изо всех сил старается вернуться к нормальному образу жизни, однако детские травмы и домогательства Дэвида нанесли сильный урон ее психике. Даже сбежав от проблем, она не может обрести спокойствие. Содерберг снял кино до волны скандалов с сексуальными домогательствами в Голливуде, но сейчас сюжет фильма воспринимается особенно остро.
Содерберг также продолжает критиковать систему здравоохранения. В «Заражении» режиссер прошелся по фармацевтическим компаниям, в «Побочном эффекте» — по психотерапевтам. «Не в себе» некоторым образом завершает «медицинскую» триллер-трилогию. В картине лечебные заведения готовы на все, лишь бы получить деньги по страховке пациентов: и здоровых людей подлечат, и об убийствах, если надо, промолчат. Причем система показана прогнившей повсюду: от медсестер и главврачей до привычно приезжающих на вызов из ближайшего участка бесполезных полицейских.
По жанру «Не в себе» относится к триллерам, а ближе к концу обретает нотки хоррора, цитируя «Хэллоуин» и «Мизери». Однако и с чувством юмора у создателей фильма все в порядке. Глава заведения носит ироничную фамилию Брайтерхаус (что-то вроде «домик поярче»), а в середине картины из уст детектива (в этой роли появляется один из постоянных актеров содерберговской труппы) звучит фраза «Ваш телефон — это ваш враг». Забавно это, потому что «Не в себе» почти целиком снят на iPhone 7 Plus. И так быстро работающий Содерберг, который свои фильмы сам ставит, продюсирует, монтирует и снимает как оператор, сумел с помощью продукта Apple не только снять фильм за 10 дней за миллион долларов, но и по полной использовать художественные возможности камеры iPhone’a: загнанная в формат 1.56:1 картинка лопается от непривычных ракурсов, цифрового зерна и желто-синих оттенков — все это отлично работает на кафкианскую историю о женщине на грани.
Неизвестно, что делал Содерберг во время своего «ухода из кино», но, видно, хорошо подлечился в «Больнице Никербокер». В режиссерское кресло постановщик вернулся будто бы с еще большей энергией. «Не в себе», как и «Удача Логана», лишний раз подтверждает умение режиссера работать с любым материалом и в любом жанре.