Джастин Бенсон и Аарон Мурхед весьма удачно работают в сегменте микробюджетных фильмов ужасов, совмещая сразу несколько ролей. Они вместе ставят, играют, продюсируют, монтируют и делают спецэффекты. Бенсон пишет сценарий, Мурхед снимает как оператор. «Паранормальное» — их третья полнометражка и спин-офф дебютной «Ломки», которую необязательно смотреть, чтобы понять новинку. Тем не менее ленты дополняют друг друга, так как существуют в одной сверхъестественной вселенной и содержат несколько общих эпизодических персонажей.
Братья Джастин и Аарон (их играют сами Бенсон и Мурхед), будучи подростками, сбежали из секты, боясь, что ее участники организуют массовое самоубийство. Спустя десять лет, несмотря на психотерапию, братья так и не смогли до конца адаптироваться в социуме и вынуждены вести скромную жизнь, работая уборщиками и едва поспевая платить за квартиру. Однажды герои получают от секты видеокассету с загадочным посланием, и Аарон уговаривает старшего брата отправиться в калифорнийскую глушь, чтобы понять, что за место так повлияло на их жизнь когда-то.
Секта оказывается не такой уж и страшной. Лагерь «Аркадия» населяют вполне себе живые (это ж вроде был культ смерти?) и улыбчивые молодые люди, готовые накормить блудных собратьев вкусной органической пищей и напоить крафтовым пивом (все — местного производства), попеть вместе песни и показать фокусы у костра. Беспокойство вырастает из деталей — сектанты, по словам Джастина, не постарели ни на день («Мы всегда здесь», — приветствует гостей негласный лидер). Один член сообщества одет слово пришелец из XIX века, у другого с лица не сходит блаженная улыбка, третья признается, что сбежала сюда из психбольницы. Впрочем, куда больше вопросов оставляют не люди, а сама местность. Здесь творятся невиданные вещи. Подброшенный вверх мячик падает с минутной задержкой в полуметре от предполагаемого места приземления. Повсюду развешаны странные украшения и расставлены непонятные столбики в стиле Джакометти, обозначающие границы невидимых барьеров и временных петель. В одной из таких петель в палатке неподалеку застрял старик-шахтер — он вновь и вновь переживает собственную смерть. Он не единственный, кто стоит «на репите». За всем этим будто бы наблюдает необъяснимое нечто, которое одни рисуют лавкрафтовским ктулху на листе бумаги, а другие — сложным уравнением на доске. Иногда с нечто играют в перетягивание каната...
Фильм начинается с двух надписей на черном фоне. В первой вспоминается цитата из Лавкрафта о том, что самый древний и самый сильный страх — страх неведомого. Вторая утверждает, что родственники признаются в своих чувствах только на пороге смерти. На фоне фантасмагорического сеттинга в стиле «Петли времени» и «Аннигиляции» развивается история о двух братьях. Джастин считает Аарона взрослым ребенком, за которым всегда нужно следить. Аарон злится, что старший брат никогда ему не доверяет никаких дел. Лишь когда между братьями возникает «равноправие», у них появляется шанс жить дальше. Впрочем, Джастин действительно мыслит трезвее родственника: именно он осознает, что здоровое питание и мастерство карточных фокусов — малопривлекательная замена реальности и закольцованная дорога, ведущая к бесконечному повторению собственных ошибок.
Впечатляющая не размахом, а умением найти интересную альтернативу этому размаху, инди-постановка — настоящий урок в DIY-кинопроизводстве. Бенсону и Мурхеду свойственно чувство меры: при минимуме средств на декорации и компьютерную графику они умно выстраивают атмосферу с помощью простых кинематографических трюков, мизансцен и звуковых эффектов. Режиссерам удалось создать чудн
ую жанровую историю, полную неожиданных поворотов, аккуратных загадок и лавкрафтовских ужасов. Интересно, что постановщики смогут придумать, если у них появится бюджет, который позволит по-настоящему развернуться.
Читать также: интервью с Джастином Бенсоном и Аароном Мурхедом.