Подборки
ПРИЗРАКИ, ВАМПИРЫ И НЕХОРОШИЕ ДОМА: 10 самых красивых готических хорроров
Ларри Тэлбот (Лон Чейни-мл.) приезжает в дом своих предков на похороны брата и влюбляется в местную девушку Гвен (Эвелин Анкерс). Вскоре на Ларри нападает гигантский волк, а в округе начинают происходить жуткие убийства, после чего полиция обращает внимание на подозрительного молодого человека. Но правда оказывается куда страшнее: зверь, укусивший Ларри, оказался оборотнем. Последний фильм в классической линейке Universal, начавшейся с экранизации «Дракулы» в 1931-м. Но, в отличие от того же Дракулы или монстра Франкенштейна, Человек-волк не получил собственной франшизы, после дебюта попав в кроссоверы (вроде «Дома Дракулы» или «Франкенштейн встречает Человека-волка»), многие из которых были откровенно слабыми проектами. Но самый первый фильм, несомненно, один из лучших образцов вервольф-хоррора — с отличным сеттингом, динамичным сюжетом и трагическим героем. Незадолго до казни барон Франкенштейн (Питер Кушинг) рассказывает свою историю священнику. Как выясняется, честолюбивый барон, имеющий талант к медицине, вместе со своим учителем решил создать новое живое существо из частей тел мертвецов. Правда, для реализации грандиозного замысла пришлось перейти грань не только медицинской этики, но и закона. Фильм, на долгие годы задавший стандарт качества в британском хорроре, а также ставший основой для одной из фирменных франшиз студии Hammer. «Проклятье Франкенштейна» сделало для Питера Кушинга то, что «Дракула» сделает для Кристофера Ли (здесь сыгравшего безымянное чудовище) годом позже: превратило его в звезду жанра и культового актера. Само собой, этим достоинства фильма не исчерпываются: Теренс Фишер снял стильный готический хоррор, в центре внимания которого не судьба монстра Франкенштейна, но личность его умного и безжалостного создателя. Американский психиатр Холден (Дана Эндрюс) приезжает в Великобританию на конференцию, где его коллега, профессор Харрингтон (Морис Денэм), должен был сделать доклад о популярном эзотерике Джулиане Карсвелле (Ниалл МакГиннис). Но вместо доклада Холден попадает на похороны: Харрингтон умер загадочной смертью в собственном автомобиле. Вскоре доктор Холден понимает, что Карсвелл может оказаться черным магом и главой мистического культа. Интеллигентный хоррор 1950-х, снятый классиком жанра Жаком Турнёром — режиссером «Людей-кошек» и «Я гуляла с зомби». В отличие от типичных готических хорроров, здесь в центре сюжета не столько призраки и тайны прошлого, сколько детективная линия, плавно приводящая главных героев к встрече с лавкрафтианским злом. При этом, хотя режиссер (по воле продюсеров) и раскрывает ключевую интригу в начале фильма, атмосфере это не мешает: саспенс работает отменно, а диалоги и персонажи прописаны блестяще. Англичанин Джонатан Харкер (Джон Ван Эйссен) прибывает в Трансильванию, чтобы привести в порядок библиотеку местного аристократа, графа Дракулы (Кристофер Ли). Перестав получать известия от Харкера, доктор Ван Хельсинг (Питер Кушинг) отправляется его проведать и обнаруживает, что Дракула — вампир, превративший несчастного библиотекаря в себе подобного. Что еще хуже, следующей жертвой графа может стать невеста Джонатана. Первый (и, пожалуй, лучший) хаммеровский фильм ужасов из цикла о Дракуле вышел вслед успеху «Проклятия Франкенштейна» и сделал Кристофера Ли жанровой звездой на долгие годы. Впрочем, фильм держится отнюдь не только на демонической харизме одного актера: здесь прекрасные декорации (пусть местами и отдающие театральностью) и костюмы, а также динамичный сюжет, построенный вокруг попыток Ван Хельсинга остановить бесчинства графа Дракулы в Карлштадте (вместо привычного Лондона). Молодая гувернантка мисс Гидденс (Дебора Керр) прибывает в поместье, где ей предстоит заботиться о юных Флоре и Майлзе, богатый дядюшка которых не готов тратить время на семейные дела. Вскоре мисс Гидденс замечает странности в своих подопечных: порой ей кажется, что дети ведут себя по-взрослому. Кроме того, гувернантка начинает слышать загадочные голоса и видит жуткие образы в пустующих комнатах, убеждаясь, что поместье населено призраками. Хотя в основе сюжета и лежит классический образец британской готики (повесть Генри Джеймса «Поворот винта»), сценарий Трумена Капоте в большей степени основан на пьесе Уильяма Арчибальда, слабо связанной с первоисточником. Так что, хоть по форме «Невинные» — типичная готическая сказка о привидениях в особняке, по содержанию это скорее история о том, как медленно, но необратимо размывается грань между болезненной фантазией и привычной реальностью. Во время открытия сезона в Лондонской опере происходит трагедия: кто-то убивает работника сцены прямо во время представления. Автор оперы, лорд д’Арси (Майкл Гоф), спешно ищет замену приме, поскольку теперь мало кто соглашается играть в проклятом проекте. Вскоре лорд находит подходящую кандидатуру — застенчивую девушку из хора Кристину (Хизер Шорс), но убийства продолжаются, а значит, певице придется иметь дело с призраком, жаждущим мести. Еще одна экранизация классического хоррор-сюжета (основанного на романе Гастона Леру), снятая в эпоху расцвета студии Hammer, однако не ставшая началом для франшизы. Дело, скорее всего, в том, что здесь закулисные интриги в лондонской опере и любовная линия явно преобладают над собственно хоррор-компонентом. Впрочем, викторианский антураж оформлен на достойном уровне, а оперные сцены помогают поддерживать нужную атмосферу, несмотря на дефицит саспенса. Доктор Джон Марквэй (Ричард Джонсон) изучает паранормальную активность в Доме на холме — особняке, пользующемся дурной славой. Марквэй с ассистентами обследует дом, и Элеанор Лэнс (Джули Харрис), девушка из команды доктора, начинает все сильнее опасаться за свой рассудок, чувствуя присутствие зловещих потусторонних сил. Хорошо известный в свое время, но ныне подзабытый фильм Роберта Уайза, снятый по роману Ширли Джексон. В отличие от большинства готических хорроров, здесь до самого конца сохраняется интрига: неясно, населен ли дом привидениями, или же главная героиня все чаще бредит наяву. Достигается этот эффект за счет филигранной операторской работы и отточенного монтажа, убедительно создающих ощущение нарастающего безумия. Британский юрист Джонатан Харкер (Киану Ривз) прибывает в Трансильванию, чтобы помочь оформить переезд своего клиента, графа Дракулы (Гэри Олдмен), в Лондон. Вскоре Харкер понимает, что загадочный и мрачный граф — вампир, собирающийся заточить его в своем замке и положивший глаз на Мину (Вайнона Райдер), невесту Джонатана. Эталонный готический хоррор Фрэнсиса Форда Копполы, задавший тренд на гламуризацию вампиров. Более всего фильм примечателен даже не актерским ансамблем (в котором хочется выделить Гэри Олдмена в одной из лучших его ролей) или сюжетом (хотя сценарий здесь эффектно соединяет любовную драму с хоррором), но проработкой облика героев и деталей окружающего мира, погружающих в колорит викторианской эпохи. Неудивительно, что из трех «Оскаров» фильма два получены за дизайн костюмов и грим (работа художника-постановщика также была номинирована на премию Академии). Жадный до сенсаций репортер (Кристиан Слэйтер) берет интервью у загадочного Луи дю Пона де Лака (Брэд Питт), утверждающего, что он — вампир, живущий на свете уже больше двух сотен лет. В начале 1790-х Луи был преуспевающим плантатором в испанской Луизиане, но после смерти жены впал в отчаяние и был обращен в вампира Лестатом (Том Круз), беглецом из Европы. Став жителем ночи, Луи вскоре понимает, что, в отличие от своего нового друга, хочет сохранить в себе остатки человечности. Экранизация одноименной книги Энн Райс стала еще одним ключевым готическим фильмом ужасов 1990-х, надолго закрепившим в массовой культуре образ вампира как утонченного и трагического персонажа. Но, в отличие от «Дракулы», «Интервью с вампиром» — в большей степени драма, чем хоррор, и сценарий здесь сосредоточен на тяготах вечной жизни и неизбежного одиночества. Работает эта история во многом благодаря превосходной игре Круза и Питта. Начало ХХ века. Эдит Кушинг (Миа Васиковска), начинающая писательница, приезжает из США в Великобританию в поместье своего мужа, баронета Томаса Шарпа (Том Хиддлстон). Медленно разваливающийся огромный особняк, прозванный «Багровым пиком», угнетающе действует на Эдит, которую вскоре начинают мучить кошмары и жуткие видения. Что гораздо хуже, Эдит постепенно начинает подозревать, что Томас как-то причастен к смерти ее отца. Неторопливый и красивый фильм Гильермо дель Торо — не столько готический хоррор, сколько мистическая драма с элементами детектива, в которой на первом плане человеческие отношения, а не скримеры и призраки. В этом смысле «Багровый пик» — вполне достойный трибьют некогда популярному жанру: смотреть его стоит не ради динамичного сюжета или спецэффектов, но ради выдержанной атмосферы и превосходно оформленных декораций.
14 НОЯБРЯ, 2022