Лен Уайзман, в последние годы безуспешно налегавший на жанровую классику, отвлечётся на нечто чуть более оригинальное. Режиссёр новой версии «Вспомнить всё» и четвёртого «Крепкого орешка» поставит научно-фантастический триллер «Чёрная глава» (Black Chapter) по сценарию специалиста по комиксам Зака Пенна («Мстители»).
Сюжет будет вращаться вокруг агента ФБР, который попадает в правительственную военную программу по развитию и использованию сверхъестественных способностей. Вдохновителем Пенна стал сам Уайзман, одержимый всякими засекреченными проектами спецслужб. «Чёрную главу» писали с оглядкой на реальный проект «МК Ультра», с помощью которого ЦРУ в середине прошлого века искало и изучало средства манипуляции сознанием и проводило опыты по астральной проекции (выхода из тела).
Глава Skydance Productions Дэвид Эллисон, давший добро на продюсирование и финансирование проекта, рассыпается в комплиментах к сценарию Уайзмана и Пенна, в котором научная фантастика и шпионский триллер сплавлены воедино самым нетривиальным образом.
Далее по теме
КИБОРГИ, КОРПОРАЦИИ И ГИГАНТСКИЕ ЖУКИ: Голливудские фантазии Пола Верховена
ПЕССИМИЗМ ПРОГРЕССА Фильмы Пола Верховена стали классикой сай-фая: они весьма правдоподобно изображали технологии ближайшего (а теперь уже и наступившего) будущего — от «умного дома» и плазменных панелей до автомобилей под управлением ИИ. Но, при всем внимании к гаджетам и хай-теку, в этих работах прослеживается достаточно пессимистическая концепция прогресса. Еще в своем первом англоязычном фильме, историческом экшене «Плоть + кровь», Верховен показал, что передовые знания далеко не всегда побеждают грубую силу и суеверия. А в его сай-фае технологический скептицизм пронизывает весь сюжет. Например, в «Робокопе» наука позволяет дать человеку новую жизнь, скрестив его с машиной, однако даже люди, своими руками создавшие уникального гибрида, не способны контролировать собственные разработки. В свою очередь, «Невидимка» исследует проблему того, как новейшая технология пробуждает в человеке низменные желания. «Звездный десант» изображает общество, освоившее межпланетные перелеты и телепатию, но проникнутое насквозь архаичными идеалами. Прогресс, говорит нам Верховен, неизбежен, однако его плоды не столько изменяют человеческую природу, сколько дают людям все более изощренные возможности убивать друг друга. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРОЕКЦИЯ ПАМЯТИ Еще одна сквозная для нескольких работ Верховена тема — вопрос о том, как человеческая психика конструирует личность. Или, говоря словами героя Арнольда Шварценеггера из «Вспомнить все», «если я — не я, то кто же, черт подери, я?» Ответ Верховена таков: наша идентичность создается благодаря нашей памяти. Это не такое уж и тривиальное наблюдение, как может показаться. В мейнстримной фантастике — от «Матрицы» до «Я, робот» — человечность связана прежде всего с идеей свободы воли. Между тем в «Робокопе» Верховен на примере того, как киборг Алекс Мерфи, вспомнив о своей прошлой жизни, решает действовать вопреки приказам создавшей его корпорации, очень ярко показал, что именно память о нашей личности задает параметры свободного выбора. С еще большей выразительностью Верховен обрисовал эту концепцию во «Вспомнить все». Главный герой фильма Дуглас Куэйд — фейковый персонаж, созданный для решения лишь одной задачи: поймать лидера повстанцев на Марсе. «Ты никто, пустое место, сон», — говорит ему злодей Вилас Кохаген, и он совершенно прав: ведь Куэйд не помнит, что на самом деле он — Хаузер, верный слуга марсианского диктатора. Но далее Верховен показывает, как Куйэд отказывается стирать память о своей ненастоящей жизни и превращает ее в реальность, бунтуя против своих хозяев. Иными словами, даже руководствуясь ложной памятью можно сделать морально правильный выбор — и наполнить доселе пустое сознание реальным жизненным содержанием. Задолго до того, как маститые режиссеры вроде Кристофера Нолана поднимут схожие темы в «Мементо» или «Начале», Верховен исследовал пластичность памяти и ее ключевую роль в формировании нашей идентичности. А заодно и предвосхитил идею реальности как виртуальной симуляции. Заметная часть сюжета «Вспомнить все» вертится вокруг того, что вся шпионская миссия Куэйда на Марсе может оказаться не более чем адаптированным под его вкусы игровым сценарием, призванным раскрасить серые рабочие будни. КРИТИКА АВТОРИТАРИЗМА Третья большая тема, пронизывающая фантастику Верховена — проблема сохранения свободы перед лицом авторитарной власти. В то время как антиутопии того времени обычно изображали источником опасности тоталитарное государство («Бразилия», «1984») или сверхмощный ИИ (как в «Бегстве Логана»), Верховен показал, что куда более реалистичные риски связаны с неограниченным ростом влияния корпораций, присваивающих все больше полномочий, чтобы получать как можно больше прибылей. Лучше всего этот образ будущего показан в «Робокопе», где мегаполис Детройт (некогда процветающая столица автопрома) находится на грани банкротства и вынужден согласиться на передачу полицейских функций частным структурам. А рыночная логика диктует сокращение издержек, и, если позволяют технологии, людей вполне можно заменить послушными роботами. Что интересно, сценаристы оказались правы: в начале 2010-х Детройт действительно стал банкротом и пережил массовый исход жителей, опасающихся жить в городе, который захлестнула уличная преступность. Во «Вспомнить все» покорением Марса управляет огромная корпорация, установившая монополию на добычу полезных ископаемых (и подачу кислорода), что позволяет ей навязывать свои правила колонистам. Наконец, в «Звездном десанте» Верховен обошелся без злодейских корпораций, но все же очень рельефно обрисовал общество, проникнутое корпоративным духом милитаризма. Армия в мире будущего выступает как стрежневой институт, и полный набор прав доступен лишь тем, кто готов пройти военную службу. А весь сюжет о войне человечества с гигантскими жуками Верховен использовал для того, чтобы продемонстрировать вопиющую ограниченность общества (пусть и технологически продвинутого), где единственной добродетелью становится военная доблесть. Перечисленные темы, конечно, не исчерпывают смысловые пласты, заложенные в фантастике Пола Верховена. В том же «Звездном десанте» заметна постироничная критика фашистской героизации войны, а в «Робокопе» — религиозные аллюзии, связанные со смертью и воскрешением Христа. Однако именно вопросы памяти, критика корпоративизма и скепсис в отношении прогресса образуют постоянный фон для верховенского сай-фая. И одна из главных заслуг режиссера заключается в том, что он в своих фильмах предугадал многие ключевые тренды фантастики 1990-х и 2000-х, от увлечения виртуальными мирами до превращения корпораций в исчадия вселенского зла.
18 ИЮЛЯ, 2023
Спин-офф «Джона Уика» «Балерина» выйдет на экраны 7 июня 2024 года
Студия Lionsgate определилась с датой премьеры боевика «Балерина» (Ballerina) — спин-оффа франшизы «Джон Уик»: фильм с Аной де Армас в главной роли выйдет на экраны 7 июня 2024 года. Поставил картину режиссер «Другого мира» и «Крепкого орешка 4.0» Лен Уайзман. Из старожилов серии в спин-оффе появятся Киану Ривз, Иэн МакШейн, Лэнс Реддик (это последняя роль актера, ушедшего из жизни 17 марта) и Анжелика Хьюстон. Также в кадре появятся Гэбриел Бирн, Каталина Сандино Морено и Норман Ридус. Главная героиня «Балерины» — девушка-ассасин, которая мстит киллерам, убившим ее семью. Тем временем «Джон Уик 4» приближается к $250-миллионной отметке мировых сборов — и это всего за 12 дней проката. Квадриквел, если сравнивать его с тремя предыдущими частями франшизы, идет по опережающему графику и соберет больше, чем «Джон Уик 3» ($328,3 млн) — пока что самый кассовый фильм серии. Пятую часть «Джона Уика», если она вообще будет, в ближайшее время можно не ждать. Несмотря на то, что Lionsgate анонсировала ее в 2020 году, пока студия сосредоточила внимание на спин-оффах и сериале-приквеле «Континенталь», а режиссер франшизы Чед Стахелски в недавнем интервью The Hollywood Reporter отметил, что они с Киану Ривзом не закрывают двери, но к настоящему моменту закончили с «Джоном Уиком».
5 АПРЕЛЯ, 2023
Сценарист «Дюны» адаптирует для Netflix игру Gears of War
Кинодраматург Джон Спэйтс, получивший в прошлом году номинацию на «Оскар» за адаптацию «Дюны», займется сценарием экранизации игрового хита Gears of War. Проект, на протяжении долгих лет переходивший от одной голливудской студии к другой, в итоге устроился на Netflix, где не привыкли откладывать дела в долгий ящик (права на экранизацию стример приобрел в ноябре прошлого года). К производству фантастического боевика планирует подключиться компания The Coalition, совместно с которой Netflix также выпустит анимационный сериал по мотивам игры. Фантастический шутер от третьего лица для Xbox 360 увидел свет в ноябре 2006-го, стал хитом продаж, получил хорошую критику и положил начало целой серии игр. Действие GoW разворачивается на планете Сера, где человечество воюет с Саранчой — расой подземных рептилоидов. В центре сюжета — небольшой отряд «Дельта» под командованием сержанта Маркуса Феникса. Игру пытались экранизировать с 2008 года — тогда за постановку киноверсии планировал взяться режиссер «Другого мира» Лен Уайзман, но студия New Line так и не смогла запустить фильм в производство. Позднее права на экранизацию перешли к Universal — в 2016-м там попытались сдвинуть дело с мертвой точки, но тоже безуспешно.
21 МАРТА, 2023
Показать еще