Рецензии
Рецензия на фильм «ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ ПО ДЕЛУ О МЯТЕЖЕ НА "КЕЙНЕ"»
В военном трибунале рассматривается дело лейтенанта Мэрика (Джейк Лэси), организовавшего бунт на военном эсминце «Кейн». Во время сильного шторма он отстранил капитана Квига (Кифер Сазерленд) и взял управление кораблем на себя. По мнению Мэрика, капитан в ответственный момент сошел с ума и не отдавал отчет своим действиям. Однако военная психологическая экспертиза подтвердила, что Квиг абсолютно здоров и является образцовым офицером со внушительным стажем. Перед адвокатом Мэрика, лейтенантом Гринвальдом (Джейсон Кларк), стоит задача доказать, что Квиг действительно самодур, поставивший под угрозу жизнь своего экипажа, или же кто-то другой оказался повинен в конфликте на борту военного судна. «Бунт на "Кейне"» — хрестоматийный американский роман Германа Воука, который множество раз адаптировался для театра и кино. Самую известную экранизацию его снял Эдвард Дмитрик в 1954 году, где нестабильного капитана Квига сыграл Хамфри Богарт (одна из лучших его ролей). Сюжет о конфликте между экипажем и командиром не теряет актуальности в американской культуре. Неслучайно «Бунт на "Кейне"» использовался в качестве референса во время неудачной попытки импичмента президента Дональда Трампа в 2018 году. Как доказать в суде, что лидер невменяем, если по медицинским показаниям он в порядке? Где проходит граница между нормой и отклонением от нее, и самое главное — а судьи кто? Все эти вопросы поднимает в новой экранизации Уильям Фридкин, перенося действие событий на «Кейне» в наши дни. К сожалению, для режиссера фильм «Военный трибунал по делу о мятеже на "Кейне"» стал последним, классик американского кино скончался в августе этого года, незадолго до премьеры картины на Венецианском кинофестивале. Может, показаться, что «Бунт на "Кейне"» не совсем типичная история для Фридкина. Однако в лучших своих фильмах, в «Изгоняющем дьявола» и «Французском связном», режиссер размышлял о вере и фанатизме, законе (божьем или светском) и его границах. Фридкин также снял свою телеадаптацию «12 разгневанных мужчин» в 1997 году, и это тоже судебная история о зыбкости понятий вины и невиновности. Поэтому «Бунт на "Кейне"» вполне вписывается в фильмографию мастера и является логичным завершением ее. Снята судебная драма предельно аскетично, действие целиком разворачивается в одном зале суда. Здесь нет фирменных стилистических приемов Фридкина, камера почти всегда статична и не стесняется злоупотреблять «восьмерками» во время диалогов. Тем не менее расследование тонкостей конфликта на эсминце захватывает не хуже, чем погони со взрывчаткой в «Колдуне». Прежде всего этот эффект достигается актерской игрой. Кифер Сазерленд великолепно исполнил роль закомплексованного капитана Квига. У него получился объемный и детальный образ: дергающиеся глаза, брезгливость, трясущиеся пальцы, перебирающие железные шарики. Актерам здесь есть что играть благодаря замечательному первоисточнику и его первоклассным диалогам. За динамикой между Квигом, героем Джейсона Кларка и судьей (последняя роль замечательного Лэнса Рэддика, который тоже не дожил до премьеры картины) страшно интересно следить, несмотря на всю простоту формы. Пожалуй, главным недостатком «Военного трибунала» является вовсе не его суховатость и театральность. Для непосвященных в архетипы романа и других его адаптаций будет непросто вникнуть в суть проблемы, понять комичность истории про съеденную клубнику и что же на самом деле произошло в роковой день во время шторма. Фридкин же не спешит прояснять отдельные моменты, по-видимому, считая, что все и так в курсе классического романа и фильма Дмитрика. Сюжет же «Военного трибунала» близок к первоисточнику, хотя что-то пришлось изменить, чтобы чувствовалось, что события разворачиваются сегодня. Так, среди наказаний, придуманных Квигом для провинившегося экипажа «Кейна», теперь появилось отключение интернета на корабле. Вторую мировую войну заменили на события в Ираке, в частности, в финальном монологе адвоката Гринвальда упоминается 11 сентября. Странно, что Фридкин оставил историю про киносеанс и киномеханика, которая звучит анахронично, но, кто знает, вдруг на эсминцах ВВС США все еще смотрят фильмы с пленки? В целом, разница между эпохами не сильно чувствуется в фильме, но для режиссера было принципиальным осовременить «Бунт на "Кейне"», чтобы у зрителя возникали ассоциации с американской политикой сегодня. Финал тоже вполне соответствует оригиналу, поэтому смотрится как приговор самого Фридкина молодому поколению, которое умеет лишь критиковать, поливать грязью старших и зарабатывать на этом деньги и славу. Чувствуется и искренняя симпатия автора к Квигу, человеку, отдавшему жизнь службе родине, из-за чего у него и возникли проблемы с психикой. Теперь же молодые и дерзкие моряки высмеивают его, выдают за идиота. В конце концов, виновными оказываются все и… никто. И сила режиссера Фридкина в том, что он не дает готовых ответов, но диагностирует проблему, которая кроется где-то глубоко внутри человека, а значит и в системе, которую тот выстроил.
3 НОЯБРЯ, 2023