Статьи
Папа, сдохни! Мама, хватит! Обзор конкурсной программы фестиваля «Окно в Европу»
«Папа, сдохни» Реж. Кирилл Соколов Главный приз Кровавый B-movie с привкусом Мартина Макдоны и цветокоррекцией корейского кино 2000-х от продюсеров «Страны ОЗ» Оля просит своего парня Матвея (Александр Кузнецов) убить отца — коррумпированного и жесткого опера (Виталий Хаев), который изнасиловал ее в детстве. Он соглашается, надевает толстовку с логотипом Бэтмена, берет молоток и идет мстить папаше за возлюбленную. Но вот он уже прикован к трубе в ванной, а за ним в гости к оперу наведываются сначала коллега Евгенич (Михаил Горевой), а затем и сама Оля (Евгения Крегжде). «Папа, сдохни» — это драйвовое кино, в котором есть сложнопостановочный экшн, фонтаны крови, взорвавшиеся грудные клетки и просверленные ноги. Дебютант Кирилл Соколов, вдохновившись корейским кино и работами Макдоны и Тарантино, снял достаточно дерзкое кино, переработав идеи из своих любимых фильмов под российский менталитет. Без социального подтекста о коррумпированности полицейских структур и внутрисемейном покровительстве дело не обошлось, но активно он не педалируется. Еще пара таких ролей, и Александр Кузнецов, громко заявивший о себе в начале года в неожиданно удачном фэнтези «Скиф», станет главной звездой отечественных жанровых проектов: его экшн-сцены с Виталием Хаевым украдут сердца киноманов с первых минут фильма. (М.М.) «В Кейптаунском порту» Реж. Александр Велединский Специальный приз жюри Сложносочиненный кинороман с нелинейной структурой от режиссера фильма «Географ глобус пропил» В 1945 году на Дальнем Востоке персонажи с прозвищами Моряк, Пахан и Салажонок устраивают стремительную перестрелку, из который каждый выходит с уверенностью, что выжил только он. Спустя пятьдесят лет судьбы героев вновь переплетаются самым причудливым и невообразимым образом, хотя один уехал жить в Крым, второй обосновался в Санкт-Петербурге, а третий закончил в Кейптауне. Режиссер фильмов «Географ глобус пропил» и «Живой» Александр Велединский переработал байку собственного отца и озорную песню «В Кейптаунском порту» в сложную и амбициозную картину с нелинейным повествованием, множеством героев, несколькими местами действия и забористым сюжетом. Из однозначных плюсов картины стоит отметить актеров, которым достались яркие и необычные персонажи, красивые съемки и сложносочиненный сюжет, который держит на протяжении двух часов. Однако смешной эта криминальная комедия не получилась из-за перегруженности сюжетных линий, приевшихся жанровых клише и излишней морали о добре и зле, на всякий случай повторяющейся заключительным титром на экране. Для тех, кто не понял, вероятно. (М.М.) Прочесть полную рецензию можно здесь. «У ангела ангина» Реж. Оксана Карас Специальный приз жюри Военная мелодрама «под советское кино» от режиссера «Хорошего мальчика» 1940 год. Перед самым началом войны бывший детдомовец, а ныне 18-летний студент техникума Толя Ковригин по кличке Чухна отправляется на практику на металлургический завод, где знакомится с девушкой Лелей. Между молодыми людьми быстро вспыхивает любовь, но вскоре начинается война, и героям предстоит пережить фронт, блокаду и гибель близких. Спустя 25 лет Чухна встречается со своим другом юности Костей Синявым, и они гуляют по Ленинграду, вспоминая времена, когда были по-настоящему счастливы. Режиссер отличной комедии «Хороший мальчик» Оксана Карас экранизировала повесть ленинградского писателя и поэта Вадима Шефнера «Сестра печали», позвав на главную роль звезду своего предыдущего фильма Семена Трескунова. «У ангела ангина» получилась достаточно стандартной военной мелодрамой: чересчур сентиментальной, а местами искусственной и предсказуемой. Трескунов не всегда играет ровно и порой перебарщивает с поэтической взволнованностью своего героя. Его партнерша, театральная актриса Мария Крылова, создает более тонкий образ «правильной» советской девушки, наполняя свою игру множеством деталей. Любимые публикой актеры Николай Фоменко и Евгений Цыганов украшают фильм, не выходя из своих обычных амплуа, а Александр Яценко заглядывает на 5 минут, чтобы показать мастерство эпизода. (М.М.) «ВМаяковский» Реж. Александр Шейн Специальный приз жюри Проаванградное кино с замечательными актерами в духе «Вани с 42-й улицы» Луи Малля Группа актеров во главе с Юрием Колокольниковым собирается для читки пьесы, посвященной Владимиру Маяковскому и вместе ищут решения для своих ролей. В течение следующих двух часов зрители погружаются в ритмично и громогласно организованный мир работы над пьесой, условности театральных декораций, современных событий и жизненной драмы Маяковского как поэта и как человека. Режиссер Александр Шейн предпочитает не называть свою работу «ВМаяковский» фильмом: для него это — серьезный междисциплинарный проект, занявший больше десяти лет жизни, история, которую сам автор сравнивает с легендой о Прометее. Киноформа соединяет в себе с одной стороны биографию поэта, а с другой —проработку театральной пьесы и поиски актерами (Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Михаил Ефремов и др.) образов и голосов, которые могли бы показать и озвучить личную историю, связав ее с историей государства, революции и современности. Фильм не делает четких переходов между всеми линиями, перемежая читку с самой пьесой и постепенно раскрывая превращение Колокольникова в Маяковского. Хотя нарратив прослеживается в череде биографических событий, организованных пьесой, более важным становится именно поиск и образность, в которую Шейн погружает зрителя. По словам автора, он видит фильм скорее в обстановке музейного или галерейного показа, и не планирует прокат — возможно, «Вмаяковский» может оказаться непростой картиной для просмотра без погружения в контекст всего проекта. (Ю.К.) «Амбивалентность» Реж. Антон Бильжо Диплом жюри Эротическая психодрама о последствиях романа с матерью лучшего друга Двое друзей, тихий маменькин сынок Стас (Егор Морозов) и дерзкий раздолбай Петр (Данил Стеклов), учатся на психиатров в университете. Однажды Петр и мама Стаса Катерина Сергеевна (Ольга Цирсен) застревают в лифте, и у женщины начинается приступ клаустрофобии, который может купировать только мужской половой член. Между героями вспыхивает страстный роман. О связи почти сразу же догадывается Стас, который никак не может определиться, ревнует ли он друга к маме или маму к другу. Автор фэнтези-драмы «Рыба-мечта» Антон Бильжо экранизировал сценарий Сергея Тарамаева и Любови Львовой, который продолжать развивать темы их режиссерских работ «Зимний путь» и «Метаморфозис»: подавленную сексуальность, нездоровые отношения с матерью, гомосексуальность и нелюбовь. Психологическая драма заставляет вспомнить о Франсуа Озоне, но Бильжо работает менее аккуратно. Психологизм фильма плохо сочетается с нереалистичными и искусственными сценами: первой из них становится неожиданный эпизод с оральным сексом посреди застрявшего лифта, где почему-то начинает мигать свет. Среди актеров по-настоящему раскрывается только Данил Стеклов, который засветился сразу в трех фильмах конкурсной программы Выборга (другие два — «В Кейптаунском порту» и «У ангела ангина»). (М.М.) «Фагот» Реж. Борис Гуц Снятая на iPhone откровенная комедия об ужасах фиктивного каминг-аута Парень Максим никак не может расстаться со своей неверной девушкой. Герой названивает с жалобами на жизнь своему другу и ищет совета у разведенной сестры и консервативной матери. К тому же его постоянно дергает требовательная начальница, коллега-лесбиянка хочет родить от него ребенка, а сам он мучается от бесконечных сексуальных фантазий. Решив, что притвориться геем — лучший способ мирно расстаться с пассией, Максим думает, что решил одну из своих проблем... 38-летний Борис Гуц, за плечами которого уже есть драма «Арбузные корки», за четыре дня снял кино от первого лица на манер «Хардкора», использовав вместо камеры iPhone. Короткий съемочный период дает о себе знать: актеры играют плохо (за исключением Юлии Ауг), а iPhonе используется только ради ускорения производства (посмотрите, что с этим же гаджетом творят Шон Бэйкер или Стивен Содерберг). Самое же главное, что Гуц вроде как задумал снять кино о стереотипном мышлении, а сам наполнил картину бесконечными клише о разведенных женщинах, эгоистичных стервах, консервативных материях, лесбиянках и бытовой гомофобии. Пытаясь высмеять общество, он совершенно забывает артикулировать авторскую позицию и в итоге создает пошловатую комедию, которая в первую очередь понравится тем, против кого вроде как направлена. (М.М.) «Звезды» Реж. Александр Новиков-Янгинов История о моральном выборе учителя русского языка на фоне проблем трудовых мигрантов Узбек по паспорту, но русский по национальности учитель русского языка и литературы Юрий Алексеевич отправляется в Москву зарабатывать деньги на лечение смертельно больной дочери. Во время одиссеи он найдет друзей из Средней Азии и поработает разнорабочим на стройке и на рынке. Однако заключения подведут к его к непростому моральному выбору: убить человека и спасти дочь или остаться хорошим человеком. Режиссер-дебютант Александр Новиков-Янгинов через мытарства главного героя показывает тяжелую жизнь и быт трудовых мигрантов из Средней Азии. Гагарин, как себя называет герой Сухорукова, попадает во множество смешных и грустных ситуаций, через которые создатели фильма рисуют для зрителей картину будней людей, о которых российское кино предпочитает замалчивать. «Звезды» заслуженно описывают как бенефис Виктора Сухорукова, но не менее интересно наблюдать за второстепенными персонажами, сыгранными Сейдуллой Молдахановым, Амаду Мамадаковым, Георгием Пицхелаури и Игорем Гаспаряном. Из трагикомедии фильм постепенно превращается в криминальное кино, что рождает в голове зрителей отвлекающие ассоциации с «Братом» Балабанова (не только из-за главной звезды, но и нескольких прямых цитат). Поскольку «Звезды» начинаются как доброе и сентиментальное кино, третий акт кажется крайне нелогичным, едва не превращая всю ленту в пародию. Тем не менее «Звезды» — смешное, хоть и не до конца честное зрительское кино на важную социальную тему. (М.М.) «Кровь» Реж. Артем Темников Фальшивая библейская притча о двух братьях с двусмысленным политическим подтекстом Братья Ромеевы живут в маленьком украинском городке на берегу Азовского моря и влюблены в одну девочку — кузину Лену. Старший Вадим растет заносчивым и самостоятельным и жаждет поскорее уехать и разорвать все связи с семьей. Младший Валера хочет быть похожим на брата, но не понимает его поведение. Спустя годы оба оказываются в Москве. Валера (Юрий Николаенко) подрабатывает уличным художником на Арбате, а Вадим (Александр Новин) давно не общается с родственниками и стал успешным бизнесменом. Желая заработать денег, младший брат ввязывается в криминальные дела и становится должником опасных людей. Вторая игровая работа документалиста Артема Темникова, снятая под художественным руководством Евгения Миронова, — притча, полная прямолинейных аллюзий на библейский сюжет о Каине и Авеле. Поднимая вопросы бытия, создатели фильма занимаются нравоучениями и рассказывают о безусловной важности кровных уз. Притчи в российском авторском кино, мягко говоря, утомили. Особенно если исполнение оставляет желать лучшего: актеры переигрывают, превращая драматические моменты в пародию, заезженный символизм струями стекает с экрана, назидательный тон утомляет, а диалоги оставляют желать лучшего. Еще здесь нашлось место инцесту (так было в Библии!) и карикатурному еврею-предателю по фамилии Фагин (диккенсовский Фейгин курит в сторонке), который делает из невинного Валерки продавца спайсов. (М.М.) «Почти среда» Реж. Елизавета Королева Алиса среднего возраста садится в метро и попадет в страну чудес Вероника отправляется поздравлять с днем рождения знакомого. У нее есть к нему чувства, но определить, взаимны ли они, по его страничке в интернете она не может. По дороге на вечеринку женщина как будто превращается в Алису, и бродит по Москве, сливаясь с городом и его персонажами. В пути она встречается с собственными надеждами и разочарованиями, но по большому счету они не имеют никакого значения — главное, что она увидела город и себя в нем новыми глазами. 65-минутный полнометражный дебют режиссера Елизаветы Королевой рассказывает сентиментальную городскую историю о женщине, гуляющей по улицам Москвы. Задумка с поздравлением с самого начала не выглядит хорошим планом для героини, но она принимает решение и отправляется в путь. Бродя по городу в сомнениях, она стремится запомнить моменты и лица людей, с которыми встречается на улицах. Работа Королевой наполнена отсылками к Северянину, стишкам-пирожкам, Льюису Кэрролу и другими атрибутами, навевающими ассоциации с блогами ЖЖ в 2010-х. Несмотря на неторопливость, фильм получился незатянутым и довольно легким — впрочем, попытка создать лирическое настроение в нем теряется, как теряется и героиня, которая садится на велосипед и уезжает в городские недры. Вслед ей блаженно смотрит мальчик, который, кажется, хотел вернуть велосипед брату — а вот почему зрители и зрительницы должны провожать Веронику таким же взглядом, остается под вопросом. (Ю.К.) «Порт» Реж. Александра Стреляная Слишком серьезная драма о тяготах уличной молодости Фильм «Порт» стал шестой полнометражной игровой картиной режиссера и сценариста Александры Стреляной, и уже третьим фильмом, действие которых она помещает в приморские города. В этот раз Стреляная обращается к жанру социальной драмы и заявляет свой фильм как историю о тяжелом взрослении, трудностях и ошибках, которые можно преодолеть тягой к жизни и любовью. Вселенную Стреляной наполняют странные герои с претензией на глубину, которые пытаются использовать стереотипные образы и параллельно выдавать умные мысли, но не очень в этом преуспевают. Два бритоголовых приятеля упражняются в пацанской морали, а потом начинают увлекаться подпольными боями без правил и связываются с компанией, которая втягивает их в ограбление старика. Владелица клуба сурово руководит своим делом, но при этом активно страдает от неустроенности в жизни и отсутствия большой и чистой любви. Отец-тренер по боксу и его дочь, которая, скорее всего, никогда не сможет ходить после аварии, пытаются бороться со сложившейся ситуацией без лишних рассуждений — и поэтому выглядят самыми внятными персонажами. Видимо, за это режиссер и разрешает именно им побеждать зло. Где-то в середине фильма крайне комично выплывает мать-цыганка в исполнении Розы Хайруллиной, и это окончательно разрушает серьезность фильма, которому и так ужасно не хватает самоиронии. В итоге весь «Порт» оказывается унылой нереалистичной сказкой, которую даже не особо интересно досматривать до конца. (Ю.К.) «Как я стал» Реж. Павел Мирзоев История взросления с Табаковым-младшим в главной роли Молодой герой Александр Бондарев (Павел Табаков), кажется, не знает бед — живет с обеспеченным отцом, встречается с симпатичной одногруппницей и не сильно напрягается на учебе в университете, потому что все проблемы с проректором может разрешить звонком по телефону. Но в какой-то момент безоблачная жизнь омрачается проблемами: девушка уходит к проректору, потому что он богаче и взрослее, а отец перестает давать деньги и начинает грозить армией. Александр решает справиться с проблемами сам, а в период душевных смятений встречается с тихой девушкой Машей, которой помогает спасти от самоубийства мать, стареющую и нереализованную актрису. Только сам герой не оказывается таким ответственным и рассудительным, как ему казалось. Драма Павла Мирзоева, сюжет которой отдаленно перекликается с «Американской трагедией», к сожалению, упирается в плохо прописанных персонажей — прежде всего, женских. Одна девушка — приехавшая из Подмосковья гламурная студентка университета, которую интересуют только деньги, чего она не скрывает — и при этом является объектом страстного желания Александра. Другая девушка героя ей противопоставляется, но тонкость ее натуры почему-то раскрывается через трогательный берет и полное неумение принимать решения самостоятельно. Не очень ясны колебания главного героя между этими двумя полюсами — фильм не дает возможности следить за его внутренним миром, который при этом по задумке должен активно меняться. Очаги критического восприятия героя, который сам того не ведая, воспроизводит в отношениях неприятную ему модель поведения собственного отца, едва проявляются и очень быстро затухают, не сходясь в одну логическую точке. «Как я стал» мог бы быть гораздо интереснее, если бы действительно обратил больше внимания на то, «как» и «кем» стал Александр, и кто был вокруг него в это время. (Ю.К.) «Значит любит» Реж. Алексей Краевский Эксперименты в мамблкоре от российского кинокритика Кинокритик Алексей Краевский дебютировал в режиссуре на выборгском фестивале с драмой «Значит любит», которая рассказывает о периоде из жизни двух молодых московских девушек. Одну из них избил парень, после чего она пытается справиться с травмой, переживая ее и после событий на физическом уровне: героиня обращается к врачам, которые убеждают ее, что она совершенно здорова, несмотря на то, что постоянно задыхается. Девушка пытается совершить самоубийство и попадает в центр психологической реабилитации. Другая героиня — ее подруга, которая отправляется к парню первой, чтобы выяснить, что произошло и неожиданно заводит с ним отношения. Параллельно она учится снимать фильмы и пытается удержаться на работе в кофейне. Фильм открыто старается не делать фокус на визуальной составляющей и часто помещает героев в ситуации диалогов. Некоторые из них представляются любопытными — например, сцена, где женщина-психиатр объясняет героине, как ей выбраться из затруднительной ситуации, мождет и не решена идеально, но старается быть человечной. Могли стать важными и моменты, где героиня коммуницирует с другими девушками, попавшими в беду — однако здесь их персонажи не оказываются удачными, потому что слишком карикатурны, хотя смеяться над ними у фильма задачи вроде бы нет. История второй девушки, более инициативной, напористой, и с творческими амбициями также раскрывается неровно: вот она не готова мириться с тем, что ее ругают на работе, или что ее подругу избили, но почему-то заводит отношения с агрессором, а чтобы бросить его, ей необходимо подтверждение того, что секс с ним ее не устраивает. «Значит любит» заявлен как эксперимент по созданию современной психологической драмы, и пока что и остается в этом состоянии: возможно, следующая работа Краевского станет более уверенной. (Ю.К.) «Облепиховое лето» Реж. Виктор Алферов Снятая скорее в телевизионном формате биография Александра Вампилова с Андреем Мерзликиным в роли драматурга Фильм бурятского режиссера Виктора Алферова рассказывает о последних годах жизни драматурга Александра Вампилова (Андрей Мерзликин). Пьесы «Старший сын» и «Утиная охота» уже написаны; автор надеется, что какой-нибудь театр возьмется их поставить, ездит в Москву ради встреч с Ефремовым, пытается выяснить, что случилось с репрессированным отцом, — и постоянно мечтает об отпуске на Байкале. Советский быт конца 60-х и начала 70-х воспроизводится на экране в деталях, но как-то небрежно, видимо, авторы были стеснены в средствах. Картина вряд ли заинтересует тех, кто до сих пор не был знаком с творчеством и биографией Вампилова, и не предложит ничего нового поклонникам драматурга. (С.О.) «Замыкание» Реж. Татьяна Эверстова Медитативная лента о взрослении, события которой разворачиваются на фоне якутской деревни начала 1980-х Премьерный показ «Его дочери», дебютной полнометражной ленты якутского режиссера Татьяна Эверстовой, состоялся в Выборге два года назад. Теперь Эверстова приехала на «Окно в Европу» с «Замыканием» — фильмом, являющимся прямым продолжением предыдущей работы. Якутский поселок, начало 1980-х; девочка Таня, которая провела раннее детство с бабушкой и дедушкой, вынуждена переехать к матери и пьющему отчиму. Героиня теперь старшеклассница, мечтающая о первой любви — и о возможности освободить маму от мужа-садиста. История в целом узнаваемая и даже банальная, но заслуга Эверстовой в том, что она умеет находить красоту в печальном, сером и обыденном, обнаруживать поэзию в быту. (С.О.) Материал подготовили Михаил Моркин, Юлия Кузищина и Сергей Оболонков.
16 АВГУСТА, 2018