Голливуд добрался до римейка французской криминальной драмы «Пророк». Продюсеры Нил Х. Мориц и Тоби Джаффе доверили переформатировать работу над сценарием писателю Деннису Лихейну, у которого давние, очень тесные связи с «фабрикой грёз», где экранизировали три его книги — «Таинственную реку», «Прощай, детка, прощай» и «Остров проклятых». На подходе — «Спасение животных».
Французский оригинал Жака Одиара наделал немало шума в 2009 году: получил Гран-при Каннского кинофестиваля, выиграл два приза Европейской киноакадемии и одиннадцать — главной национальной премии «Сезар», претендовал на «Оскар» и «Золотой глобус». Фильм рассказывает историю молодого преступника, попавшего за решётку. В тюрьме приходится выполнять задания местных «авторитетов». В процессе приходит закалка и стальной взгляд, за которым — большие дерзкие планы.
Идея подключить к проекту Денниса Лихейна пришла в голову Тоби Джаффе. Продюсер недавнего римейка «Вспомнить всё» уверен, что стиль Лихейна идеально ложится на исходный материал.
Далее по теме
КИБОРГИ, КОРПОРАЦИИ И ГИГАНТСКИЕ ЖУКИ: Голливудские фантазии Пола Верховена
ПЕССИМИЗМ ПРОГРЕССА Фильмы Пола Верховена стали классикой сай-фая: они весьма правдоподобно изображали технологии ближайшего (а теперь уже и наступившего) будущего — от «умного дома» и плазменных панелей до автомобилей под управлением ИИ. Но, при всем внимании к гаджетам и хай-теку, в этих работах прослеживается достаточно пессимистическая концепция прогресса. Еще в своем первом англоязычном фильме, историческом экшене «Плоть + кровь», Верховен показал, что передовые знания далеко не всегда побеждают грубую силу и суеверия. А в его сай-фае технологический скептицизм пронизывает весь сюжет. Например, в «Робокопе» наука позволяет дать человеку новую жизнь, скрестив его с машиной, однако даже люди, своими руками создавшие уникального гибрида, не способны контролировать собственные разработки. В свою очередь, «Невидимка» исследует проблему того, как новейшая технология пробуждает в человеке низменные желания. «Звездный десант» изображает общество, освоившее межпланетные перелеты и телепатию, но проникнутое насквозь архаичными идеалами. Прогресс, говорит нам Верховен, неизбежен, однако его плоды не столько изменяют человеческую природу, сколько дают людям все более изощренные возможности убивать друг друга. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРОЕКЦИЯ ПАМЯТИ Еще одна сквозная для нескольких работ Верховена тема — вопрос о том, как человеческая психика конструирует личность. Или, говоря словами героя Арнольда Шварценеггера из «Вспомнить все», «если я — не я, то кто же, черт подери, я?» Ответ Верховена таков: наша идентичность создается благодаря нашей памяти. Это не такое уж и тривиальное наблюдение, как может показаться. В мейнстримной фантастике — от «Матрицы» до «Я, робот» — человечность связана прежде всего с идеей свободы воли. Между тем в «Робокопе» Верховен на примере того, как киборг Алекс Мерфи, вспомнив о своей прошлой жизни, решает действовать вопреки приказам создавшей его корпорации, очень ярко показал, что именно память о нашей личности задает параметры свободного выбора. С еще большей выразительностью Верховен обрисовал эту концепцию во «Вспомнить все». Главный герой фильма Дуглас Куэйд — фейковый персонаж, созданный для решения лишь одной задачи: поймать лидера повстанцев на Марсе. «Ты никто, пустое место, сон», — говорит ему злодей Вилас Кохаген, и он совершенно прав: ведь Куэйд не помнит, что на самом деле он — Хаузер, верный слуга марсианского диктатора. Но далее Верховен показывает, как Куйэд отказывается стирать память о своей ненастоящей жизни и превращает ее в реальность, бунтуя против своих хозяев. Иными словами, даже руководствуясь ложной памятью можно сделать морально правильный выбор — и наполнить доселе пустое сознание реальным жизненным содержанием. Задолго до того, как маститые режиссеры вроде Кристофера Нолана поднимут схожие темы в «Мементо» или «Начале», Верховен исследовал пластичность памяти и ее ключевую роль в формировании нашей идентичности. А заодно и предвосхитил идею реальности как виртуальной симуляции. Заметная часть сюжета «Вспомнить все» вертится вокруг того, что вся шпионская миссия Куэйда на Марсе может оказаться не более чем адаптированным под его вкусы игровым сценарием, призванным раскрасить серые рабочие будни. КРИТИКА АВТОРИТАРИЗМА Третья большая тема, пронизывающая фантастику Верховена — проблема сохранения свободы перед лицом авторитарной власти. В то время как антиутопии того времени обычно изображали источником опасности тоталитарное государство («Бразилия», «1984») или сверхмощный ИИ (как в «Бегстве Логана»), Верховен показал, что куда более реалистичные риски связаны с неограниченным ростом влияния корпораций, присваивающих все больше полномочий, чтобы получать как можно больше прибылей. Лучше всего этот образ будущего показан в «Робокопе», где мегаполис Детройт (некогда процветающая столица автопрома) находится на грани банкротства и вынужден согласиться на передачу полицейских функций частным структурам. А рыночная логика диктует сокращение издержек, и, если позволяют технологии, людей вполне можно заменить послушными роботами. Что интересно, сценаристы оказались правы: в начале 2010-х Детройт действительно стал банкротом и пережил массовый исход жителей, опасающихся жить в городе, который захлестнула уличная преступность. Во «Вспомнить все» покорением Марса управляет огромная корпорация, установившая монополию на добычу полезных ископаемых (и подачу кислорода), что позволяет ей навязывать свои правила колонистам. Наконец, в «Звездном десанте» Верховен обошелся без злодейских корпораций, но все же очень рельефно обрисовал общество, проникнутое корпоративным духом милитаризма. Армия в мире будущего выступает как стрежневой институт, и полный набор прав доступен лишь тем, кто готов пройти военную службу. А весь сюжет о войне человечества с гигантскими жуками Верховен использовал для того, чтобы продемонстрировать вопиющую ограниченность общества (пусть и технологически продвинутого), где единственной добродетелью становится военная доблесть. Перечисленные темы, конечно, не исчерпывают смысловые пласты, заложенные в фантастике Пола Верховена. В том же «Звездном десанте» заметна постироничная критика фашистской героизации войны, а в «Робокопе» — религиозные аллюзии, связанные со смертью и воскрешением Христа. Однако именно вопросы памяти, критика корпоративизма и скепсис в отношении прогресса образуют постоянный фон для верховенского сай-фая. И одна из главных заслуг режиссера заключается в том, что он в своих фильмах предугадал многие ключевые тренды фантастики 1990-х и 2000-х, от увлечения виртуальными мирами до превращения корпораций в исчадия вселенского зла.
18 ИЮЛЯ, 2023
Мартин Скорсезе спродюсирует мистическую драму, которую сравнивают с «Сиянием»
Изданный в 2020 году роман Питера Кэмерона («Город финального назначения», «Однажды эта боль принесет тебе пользу») «Что случилось ночью» (What Happens At Night) обретет новую жизнь на экране — производством экранизации книги займутся Studiocanal и Мартин Скорсезе. За адаптацию отвечает Патрик Марбер — сценарист «Близости» и «Скандального дневника». Режиссерское кресло пока что свободно. Проект находится на раннем этапе разработки. Первоисточник рассказывает похожую на мрачную сказку историю супругов, отправившихся в маленький европейский городок, чтобы усыновить ребенка. На ночь пара останавливается в отеле, больше похожем на пещеру, и сталкивается с загадочными персонажами, включая эксцентричную певицу, развратного дельца и харизматичного целителя. Чем настойчивее муж и жена заявляют о себе как о новоиспеченных родителях, тем очевиднее становится тот факт, что на самом деле они мало что знают друг о друге и о жизни, которую построили вместе. Критики сравнивают зловещую мистическую атмосферу романа Камерона с «Сиянием», фильмами Дэвида Линча и детективными историями Патриции Хайсмит. Также отмечают сходство книги с триллером Денниса Лихейна «Остров проклятых», который экранизировал сам Скорсезе.
20 АПРЕЛЯ, 2023
Рецензия на фильм «ЗАГОВОР В КАИРЕ»
Сына рыбака Адама (Тауфик Бархом) приглашают учиться в старейшем и наиболее престижном мусульманском духовном университете Аль-Азхар в Каире. Там он оказывается втянутым в конфликт между религиозной и политической элитой Египта. Над Адамом берет шефство представитель госбезопасности Ибрагим (Фарес Фарес) и делает его своим осведомителем. Герою нужно найти тех, кто убил его предшественника и самому не стать жертвой политических игр. Казалось бы, чем может заинтересовать картина о мусульманах, ищущих возможности жить добродетелью, а не грехом? Маленькая деревенька, где живет главный герой, становится отправной точкой. Его отец всю жизнь рыбачит, а его мама мечтала, чтобы у сына была другая судьба и постоянно забивала ему голову историями, книгами и религией, которые занимают в их жизни одну из основных ролей. Но постепенно фильм набирает темп, и с момента переезда Адама в Аль-Азхар драма о маленьком человеке в огромном городе превращается в триллер о выживании и попытке остаться человеком в мире, где всем управляют деньги, сила и власть. В «Заговоре в Каире» соединились «Пророк» Жака Одиара и «Мартовские иды» Джорджа Клуни. Многовековые законы мусульман преображаются в современной действительности, и это только кажется, что их чтут. Одни используют все, что впитали с молоком матери, для собственных интересов и нужд, а другие пытаются следовать тем самым законам, истово веря, что рай и ад существует, а Бог — спасет. Некоторые даже готовы жертвовать собственной жизнью, если это поможет правде выйти наружу, и что-то изменить в государстве, где веками ничего не менялось. Режиссер Тарик Салех снял фильм, который шведы отправили в лонг-лист «Оскара»-2023. «Заговор в Каире» — тонкое, человечное кино о людях, вере и о том, как вести себя, когда попадаешь в тиски между верой и властью, способной одним щелчком уничтожить семью, карьеру и будущее любого человека. Это кино и о том, что если верить, то можно найти пути и возможности, которые помогут пережить все это с минимальными затратами, как физическими, так и духовными. Главное — обрести мир и, возможно, вернуться назад, в отправную точку, получив возможность начать все сначала.
11 НОЯБРЯ, 2022
Показать еще