Подборки
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы: 8 лучших фильмов о поездах
Во времена царствования Чарли Чаплина другой гений комедии Бастер Китон оставался слегка в тени. В 1920-е годы вышло огромное количество маленьких шедевров руки Китона, который придумывал и играл самостоятельно самые невероятные сюжеты и гэги. «Генерал» часто называют его magnum opus, и, пожалуй, в нем действительно в полной мере отразился тот необыкновенный талант артиста, благодаря которому его искусство остается непреходящим. Его герой — инженер-машинист поезда «Генерал» — стоически принимает удары судьбы, и все самые безумные и абсурдные приключения, сваливающиеся на его голову, он встречает со своим каменным лицом. В «Генерале», рассказывающем, к слову, довольно масштабную историю похищения поезда во время гражданской войны в США, есть несколько сцен, которые просто невозможно представить как были сняты во времена немого кино. Бастер Китон самоотверженно выполнял безумные трюки, и немудрено, что на съемках он несколько раз получал серьезные травмы. «Генерал» спустя почти сто лет, кажется, только сильнее похорошел, и, если уж говорить о лучших фильмах о поездах, то Китону определенно можно отдать пальму первенства. (Кирилл Горячок) Для Альфреда Хичкока поезд был излюбленной метафорой закрытого пространства. Пассажиры не могут покинуть место преступления, пока экспресс несется к месту назначения, и, соответственно, эффект паранойи и саспенс усиливаются. Этот прием Хичкок применял неоднократно, в «39 ступенях», «Леди исчезает», «На Север через Северо-запад» и других лентах. В «Незнакомцах в поезде» же в составе не происходит непосредственное преступление, а лишь странная и судьбоносная встреча между двумя героями. За сюжет фильма одновременно отвечали сразу двое классиков американской литературы: в основе его лежит роман Патриции Хайсмит, а для экрана его адаптировал Раймонд Чандлер, автор лучших книжных нуаров. В руках же Хичкока история «Незнакомцев в поезде» приобрела черты уже Достоевского, ведь режиссер добавил сюда любимые темы греха и вины, а персонаж Бруно Энтони (Роберт Уокер) легко мог бы фигурировать в книгах русского классика. (К.Г.) Режиссер Ежи Кавалерович — представитель так называемой «польской школы кинематографа». Наряду с Анджеем Вайдой и Анджеем Мунком, в конце 1950-х, они бескомпромиссно и радикально осмысляли социальные перемены и наследие Второй мировой войны. Картина «Загадочный пассажир» (в оригинале просто «Поезд»), хотя и разворачивается вокруг чисто детективного сюжета, в духе того же Хичкока, в основе своей обращается к моральным дилеммам и общественной критике, актуальной в те годы, да и во всякие. В центре сюжета — хирург по имени Ежи, которого в поезде по пути из Варшавы неожиданно обвиняют в убийстве своей жены. Пассажиры резко негативно настроены против «преступника», начинают сплетничать, распространять клевету и, в конце концов, сами уже готовы линчевать Ежи, настолько им противно находиться с ним в одном вагоне. Одну из ролей в «Загадочном пассажире» сыграл культовый Збигнев Цибульский, звезда «Пепла и алмаза» Вайды. Здесь у него роль небольшая, но энергия, с которой он принимает участие в «процессе» над невинным мужчиной, приковывает к себе взгляд. (К.Г.) В этой экранизации, пожалуй, самого знаменитого детектива Агаты Кристи режиссер Сидни Люмет собрал немыслимый актерский состав. В поезде «Восточный экспресс», несущемся из Стамбула в Великобританию, путешествуют Шон Коннери, Лорен Бэколл, Жаклин Биссет, Джон Гилгуд, Ванесса Редгрейв и Энтони Перкинс. И когда в одном из пассажирских купе находят труп, в дело вступает сыщик Эркюль Пуаро, случайно попавший на борт. Сыграл знаменитого детектива британец Альберт Финни, и его интерпретация образа Пуаро сегодня кажется немного неожиданной и непривычной. Горбатый, весь в морщинах мужчина, хрипло и настырно допрашивающий пассажиров, скорее, сам напоминает убийцу или злодея. Несмотря на шикарный состав артистов, буквально наслаждающихся подаренным им материалом, есть в этой адаптации «Убийства в „Восточном экспрессе“» совершенно нетленная сцена с участием уже немолодой Ингрид Бергман. Шведская актриса в короткой (всего несколько минут) сцене затмевает всех без исключения коллег. За роль горестной эмигрантки Греты Олсон, Бергман получила свой третий «Оскар». В 2017 году Кеннет Брана попытался повторить успех Сидни Люмета, также собрав замечательных артистов на своем поезде, однако приблизиться к оригиналу ему совсем не удалось. (К.Г.) Экранизация пьесы Александра Гельмана, снятая постановщицей «Семнадцати мгновений весны» Татьяной Лиозновой, вроде бы напрашивается на ярлык «советская производственная драма», что для многих — подобие смертного приговора фильму. Но все далеко не так просто. Во-первых, в жанре производственной драмы как таковом нет ничего плохого (а скучным может оказаться любое кино). Во-вторых, история диспетчера СМУ Лёни Шиндина (блестящая роль Леонида Куравлева), отчаянно пытающегося за несколько часов в поезде убедить приемную комиссию из облисполкома принять только что отстроенный хлебозавод, закрыв глаза на ряд недоработок, был для Лиозновой производственной драмой лишь формально. На деле «Мы, нижеподписавшиеся» — идеальный пример виртуозного переключения жанровых регистров: комедия положений, семейная мелодрама, производственный триллер, герметичный детектив — все это здесь есть, и под стук колес чередуется непредсказуемо и неожиданно, но всегда точно и остроумно. Ну а мощные актерские работы Юрия Яковлева, Ирины Муравьевой, Клары Лучко, Олега Янковского и уже упомянутого Куравлева — вообще тема для отдельного разговора. (Дмитрий Молчанов) Неуправляемая сплотка локомотивов с двумя сбежавшими заключенными и помощницей машиниста летит сквозь снег (прямо как в фильме Пон Чжун Хо) — действие истории, которую еще в середине 60-х придумал Акира Куросава («Поезд-беглец» должен был стать его первым американским и цветным фильмом), разворачивается на Аляске зимой. Еще один иностранец в Голливуде, Андрей Кончаловский, снабдил сюжет великого японца пафосом и надрывом, что картину совершенно не портит, а, напротив, превращает ее в яркую метафору стремления человека к свободе. Тюрьма, из которой бегут герои Джона Войта и Эрика Робертса, выглядит гротескным государством в государстве из какой-нибудь антиутопии, а жанр фильма-катастрофы оказывается идеальным выбором для истории о попытке сохранить человечность в нечеловеческих условиях. Фильм участвовал в основном конкурсе Каннского фестиваля, получил три номинации на «Оскар», а Джон Войт завоевал «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль. (Д.М.) Из-за халатности машиниста «сбегает» гигантский километровый состав с токсичным грузом. Крушение поезда и экологическая катастрофа грозят произойти в черте большого города — если, конечно, состав не догонят на своем локомотиве опытный машинист Барнс (Дензел Вашингтон) и его молодой помощник Колсон (Крис Пайн). В основе последнего фильма Тони Скотта (спустя два года режиссер покончит с собой) — реальная история, произошедшая в 2001 году в Огайо (в картине действие перенесли в Пенсильванию). «Неуправляемый» снят практически в реальном времени (инцидент с настоящим поездом-беглецом длился почти два часа, продолжительность фильма — 98 минут) и представляет собой что-то вроде мастер-класса по постановке фильмов-катастроф. За какие-то полтора часа Скотт, не тратя уйму времени на экспозицию, умудряется парой штрихов сделать всех персонажей живыми и запоминающимися. Старая школа в действии. (Д.М.) Идея сконцентрировать зомби-апокалипсис в замкнутом пространстве (например, на борту движущегося по маршруту поезда) лежала на поверхности, но нашла свое воплощение в довольно неожиданном кинематографическом регионе — благодаря «Поезду в Пусан» Южная Корея стала важной территорией на карте хоррора. Картина не привнесла в зомби-фильмографию ничего принципиально нового, зато, как в свое время и «Рассвет мертвецов» Зака Снайдера, вобрала в себя самые эффектные атрибуты жанра: кровавый видеоряд, динамичный экшн (зомби здесь, в отличие от классических фильмов Джорджа А. Ромеро, чрезвычайно подвижны) и мощный социально-политический комментарий. Кино получило высокие оценки критиков и собрало отличную кассу (около $90 миллионов во всем мире) — для режиссера Ён Сан Хо, до этого занимавшегося анимацией, «Поезд в Пусан» стал настоящим прорывом. Кстати, смотреть картину лучше в связке с полнометражным анимационным приквелом «Станция „Сеул“», вышедшем в том же 2016 году. (Д.М.)
20 ЯНВАРЯ, 2020