В опубликованном в журнале Sight & Sound новом списке лучших фильмов всех времён, составленном Британским институтом кино, лидирующую позицию занял триллер Альфреда Хичкока «Головокружение», потеснив «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса, который держался в фаворитах пятьдесят лет. История о нежданном богатстве, ставшем обузой, отстала от «Головокружения» на 34 голоса.
Классический хичкоковский триллер был снят в 1958 году. У главного героя, детектива Джона «Скотти» Фергюсона, роль которого сыграл Джеймс Стюарт, после трагической гибели напарника развивается боязнь высоты. Старый знакомый нанял Скотти следить за его склонной к самоубийству женой, тем самым вовлекая детектива в опасную игру.
Вот как выглядит топ-10 лучших фильмов всех времён:
1. «Головокружение» (режиссёр Альфред Хичкок), 1958
2. «Гражданин Кейн» (режиссёр Орсон Уэллс), 1941
3. «Токийская история» (режиссёр Ясудзиро Одзу), 1953
4. «Правила игры» (режиссёр Жан Ренуар), 1939
5. «Восход солнца» (реж. Фридрих Вильгельм Мурнау), 1927
6. «2001 год: Космическая одиссея» (режиссёр Стэнли Кубрик), 1968
7. «Искатели» (режиссёр Джон Форд), 1956
8. «Человек с киноаппаратом» (режиссёр Дзига Вертов), 1929
9. «Страсти Жанны д’Арк» (режиссёр Карл Теодор Дрейер), 1927
10. «Восемь с половиной» (режиссёр Федерико Феллини), 1963
В полную версию списка входит 50 картин. Он составляется с учётом мнения большого количества киноэкспертов и публикуется раз в десять лет. Отдельный список формируют режиссёры, и на этот раз первое место в нём заняла «Токийская история» Ясудзиро Одзу.
Далее по теме
Рецензия на мультфильм «МАЛЬЧИК И ПТИЦА»
Бомбардировка Токио унесла жизнь матери мальчика Махито, и теперь тот винит себя в случившейся трагедии. Вместе с отцом он переезжает в глухую провинцию, в особняк Нацуко, младшей сестры погибшей. Здесь Махито встречает странного говорящего пеликана, который твердит мальчику, что его мама жива. Чтобы узнать правду, юноша сооружает лук и отправляется в волшебную башню, некогда построенную его прадедом. Переступив порог, Махито оказывается в другой реальности, населенной причудливыми созданиями.Живой классик анимации Хаяо Миядзаки просил студию Ghibli никак не рекламировать его новую картину «Мальчик и птица»: никаких трейлеров и промоматериалов до релиза в кинотеатрах. Достаточно было того, что, по словам мастера, это его последний фильм. Несмотря на то, что предыдущая его работа «Ветер крепчает» уже была, в общем, идеальным завершением его карьеры, «Мальчик и птица» — действительно эпилог творчества Миядзаки. В нем художник рефлексирует о пройденном пути и размышляет о том, что он оставит миру после себя.Сюжет «Мальчика и птицы» формально основан на книге «Как поживаете?» Гэндзабуро Ёсино, которую Миядзаки читал в детстве. В аниме Махито должен был получить ее в подарок от матери, когда вырастет. Впрочем, книга не столько легла в основу фильма, сколько является в нем частью вселенной самого режиссера. Мир зазеркалья, в котором Махито ищет маму, полон таких отсылок, очевидных и не очень. Повсюду заметны образы и темы фильмов Миядзаки, а одна из героинь буквально произносит слова «ветер крепчает». В этом, пожалуй, и состоит главная сложность в восприятии «Мальчика и птицы» — он требует от зрителя хотя бы поверхностного знакомства с творчеством японского гения.Но будет преувеличением сказать, что «Мальчик и птица» — лишь коллаж из наследия Миядзаки. Приключения Махито захватывают именно за счет непредсказуемости, сюрреалистичности событий и немыслимой глубины фантазии автора. Невозможно предугадать, что последует в новой сцене, какое существо или магия встанут на пути мальчишки. Сказочных и попросту необъяснимых образов здесь до того много, что немудрено потеряться в них, прямо как сам Махито. «Мальчик и птица» — не только саморефлексия автора, но еще и трогательная история о преодолении травмы. Ночами Махито снится сон, в котором он вновь и вновь не может спасти маму из огня. Прыжок в волшебный мир, где, возможно, он найдет живую мать, помогает ему примириться с болью.За всем же этим путешествием таится философская история о призвании и смысле жизни художника. Творец, построивший все эти причудливые миры, давший жизнь голодным пеликанам и воинственным попугаям, с каждым днем дряхлеет и вот-вот умрет от старости. Он мечтает передать свое дело мальчику Махито, который, быть может, сделает волшебный мир справедливее и чище. Но можно ли сохранить наследие, хрупкое, как пирамида из геометрических фигур? Миядзаки с горечью признает, что все на свете рушится, и художник не может контролировать свои произведения.Если «Ветер крепчает» рассказывал о сбывшейся мечте покорить небеса, то «Мальчик и птица» выражает мысль о том, что все построенное непосильным трудом, в сущности, ничего не стоит перед лицом смерти. Все кончается, и не нужно цепляться за прошлое. Значение имеет лишь любовь — здесь и сейчас. Миядзаки покорил все возможные небеса за свою жизнь, и теперь настала пора все отпустить — свои амбиции, студию Ghibli, которую он когда-то построил, сына Горо Миядзаки, аниме которого продолжает разочаровывать. В этом смысле не стоит ждать от «Мальчика и птицы» новых «Унесенных призраками» или «Моего соседа Тоторо». Это прощальное путешествие, эпитафия. На надгробном камне другого японского классика Ясудзиро Одзу написано одно слово: «Ничто». Пожалуй, «Мальчик и птица» — кино как раз об этом.
22 ЯНВАРЯ
В ТЕСНОТЕ ДА В ОБИДЕ: 9 герметичных триллеров о выживании
Во время Второй мировой войны нацистская подлодка топит корабль союзников, и лишь восемь человек успевают забраться в спасательную шлюпку. Вскоре на борту оказывается девятый: немецкий подводник (Уолтер Слезак), едва не погибший во время морского сражения. Дрейфуя посреди океана, уцелевшие пытаются понять, как спастись, но разногласия в команде нарастают, особенно когда часть выживших решает доверить управление шлюпкой немцу.«Спасательная шлюпка» не стала кассовым хитом (и не окупила даже собственный бюджет), но критики встретили фильм тепло, хотя и пеняли Альфреду Хичкоку на то, что немецкий персонаж изображен с явной симпатией. Впрочем, это не помешало фильму получить три номинации на «Оскар» и стать классической историей о выживании в изоляции. Фирменного хичкоковского саспенса тут почти нет, все действие разворачивается в одной локации, но сценарий выдерживает отличный темп за счет постоянных трений между героями и отличных диалогов. «СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛНОК» (1993)Во время далекого межзвездного путешествия космический корабль терпит крушение, и лишь восемь человек успевают забраться в спасательную капсулу. Во время дрейфа в космосе уцелевшие понимают, что среди них затесался убийца, постепенно отправляющий своих товарищей на тот свет.Этот телефильм, постановщиком которого стал актер Рон Сильвер (злодей-сенатор из «Патруля времени») представляет собой вольный ремейк хичкоковской классики. Оригинал был скорее военной драмой о выживании, а «Спасательный челнок» оформлен как детективный триллер в минималистичном сай-фай-сеттинге. Причем такая переделка хичкоковского фильма была не первой: еще в начале 1980-х выходил фильм с аналогичным названием и очень похожим сюжетом. В версии Сильвера, правда, собран куда более заметный каст: от Роберта Лоджи до миниатюрного Эда Гейла, играющего киборга-лилипута. «КУБ» (1997)Пятеро незнакомых друг с другом людей оказываются в гигантском лабиринте, полном однотипных комнат. Пытаясь найти выход, пленники вскоре понимают, что многие отсеки содержат хитроумные ловушки, а безопасные направления движения указаны с помощью зашифрованных кодов, разбираться в которых придется сообща.Дебютный фильм Винченцо Натали не только стал одним из образцов герметичного сай-фай-триллера, но и дал начало франшизе (а в 2021 году получил японский ремейк). Впрочем, лишь оригинальный «Куб» стал культовым — благодаря умелому переплетению футуристического сеттинга, «головоломного» сюжета и напряженной атмосферы. «5 НЕИЗВЕСТНЫХ» (2005)Пять человек просыпаются на заброшенном запертом складе, не помня, кто они и что здесь делают. Пытаясь разобраться в происходящем, герои постепенно вспоминают детали случившегося на днях громкого похищения, однако никто толком не понимает, кто был среди преступников, а кто — в числе жертв. Ситуация осложняется тем, что вскоре должны прибыть подельники похитителей, и неясно, решат ли они оставить хоть кого-то из пятерки в живых.Лихо закрученный криминальный триллер примечателен не только хорошим актерским составом (в главных ролях здесь Джеймс Кэвизел, Джереми Систо и Джо Пантолиано, а одного из злодеев играет Петер Стормаре), но и построением сюжета. Сценарий перемежает историю пятерки очнувшихся на складе людей с флэшбеками, раскрывающими предысторию, но при этом умудряется не раскрывать личностей центральных персонажей вплоть до кульминации. «ЭКЗАМЕН» (2009)Восемь незнакомцев заперты в крошечной комнатке для проведения изощренного корпоративного тестирования. За 80 минут они должны ответить ровно на один вопрос, и тот, кто ответит верно, получит перспективную должность. Но у собравшихся нет никакой информации о самом вопросе, и чем дольше они совещаются, тем острее становятся разногласия между теми, кто готов к честной конкуренции, и теми, кто собирается пройти по головам остальных.Камерный британский триллер примечателен, главным образом, безупречно выдержанным саспенсом. Хотя все действие происходит буквально в четырех стенах и без каких-либо масштабных спецэффектов, режиссер Стюарт Хэзелдайн мастерски поддерживает напряжение с помощью сценария, выстроенного вокруг моральной динамики в разнообразной группе людей, вынужденных сотрудничать. Кроме того, неплохо обыграна и задачка с вопросом, решение которой напоминает классические детективы о Шерлоке Холмсе. «РАЗДЕЛИТЕЛЬ» (2011)Во время ядерной атаки на Нью-Йорк девять жильцов многоквартирного дома успевают скрыться в бомбоубежище. Управляющий по дому Микки (Майкл Бин) устанавливает жесткие правила выживания, которых группа поначалу старается придерживаться. Но после того как дверь в убежище взламывает группа солдат в костюмах химзащиты, становится понятно, что обезопаситься от внешнего мира не получится.Мрачный и наполненный насилием фильм Ксавье Жанса фокусирует внимание на изоляции как психологической проблеме, порождающей жажду власти и всевозможные ментальные девиации. При этом нарастание напряжения в «Разделителе» сопровождается не только моральными конфликтами, но и ожесточенной борьбой с неизвестными врагами извне. Жанс отлично передает атмосферу нарастающей безнадеги, показывая, как легко в условиях кризиса несколько властолюбивых крикунов могут захватить контроль над разумными людьми, впавшими в отчаяние. «ЭКСПЕРИМЕНТ "ОФИС"» (2017)80 офисных сотрудников обнаруживают, что обычный рабочий день превращается в сюрреалистичный кошмар, когда все входы и выходы из здания блокируются. Вслед за этим неизвестный голос по радио приказывает запертым людям убивать друг друга: если 30 из них не погибнут в ближайшие 2 часа, 60 будут убиты. Вскоре люди разделяются на две группы: одни считают, что необходимо воздержаться от убийств несмотря ни на что, в то время как другие решают следовать правилам и перебить как можно больше коллег, чтобы выжить самим.Кровавый и наполненный черным юмором «Эксперимент "Офис"» — остроумная сатира на корпоративные интриги, подающая их в формате игры на выживание. Сценарист Джеймс Ганн (автор «Стражей Галактики», начинавший с трэш-пародии «Тромео и Джульетта») напихал в сюжет множество креативных убийств и хлестких уанлайнеров, а режиссер Грег МакЛин снял нарастающее брутальное безумие с отменным чувством стиля. «ПЛАТФОРМА» (2019)Горенг (Иван Массаге) просыпается в бетонной камере с прямоугольной дырой в центре, сквозь которую регулярно проезжает платформа, нагруженная едой. Сосед по камере объясняет Горенгу, что они находятся на одном из уровней вертикального лабиринта и могут съесть лишь то, что осталось после трапезы узников верхнего этажа. Ужаснувшись бесчеловечным порядкам, Горенг пытается добиться справедливого распределения еды, но вскоре сталкивается с сопротивлением других обитателей лабиринта, готовых драться и даже убивать за свое право доступа к пище.Один из фестивальных фаворитов 2019-го, «Платформа» представляет собой философское размышление о социальном неравенстве, поданное в формате триллера о выживании. При этом, хотя сценарий и наполнен многослойным символизмом, сюжет остается предельно простым, что позволяет воспринимать фильм даже без понимания многих аллюзий и контекстов. Особого упоминания заслуживают яркие персонажи и вычурная операторская работа, за счет которой минималистичный сеттинг выглядит на удивление разнообразным. «МГЛА» (2022)Однажды утром жители многоэтажки обнаруживают, что за пределами их двора — непроглядная тьма. Черная завеса поглощает все, не выпуская ничего, и вскоре люди оставляют попытки выбраться из дома. Разбившись на группы и распределяя скудные запасы пищи, обитатели высотки пытаются выжить в полной изоляции. Но чем меньше остается ресурсов, тем чаще возникают конфликты — и далеко не все жильцы готовы решать их мирным путем.В отличие от большинства изоляционистских фильмов, «Мгла» выстроена как драма о нравственной деградации, где конфликты выступают своего рода метафорой безжалостной конкуренции в обществе. Да и первоисточник загадочной темноты для режиссера Гийома Никлу не важен, куда важнее реакция различных людей на безнадежную ситуацию. Тяжелая и давящая атмосфера эскалации насилия пронизывает фильм от начала до конца, поскольку сценарий постоянно обыгрывает столкновения между жильцами, поддерживая саспенс.
20 ЯНВАРЯ
КАСТИНГ: Холли Берри, Оливия Колман, Дев Патель, Эмили Кэри, Клас Банг
Холли Берри сыграет главную роль и выступит в качестве продюсера в психологическом триллере «Процесс» (The Process), который поставит Тара Миле. Главные герои сценария Омера Левина Менексе — супруги (Берри сыграет жену), которые, стремясь сохранить разваливающийся брак, начинают посещать занятия гуру самопомощи Эйдена. Вскоре героиня Берри по имени Кирса понимает, что самопомощь в интерпретации Эйдена больше напоминает самовредительство, и пытается выйти из-под влияния секты, чтобы сохранить психическое здоровье. Однако муж Кирсы становится адептом учения Эйдена, и конфликт между супругами лишь обостряется. В пресс-релизе обещают триллер в кубриковском духе, очевидно имея в виду последний фильм мэтра «С широко закрытыми глазами», также препарирующий отношения супругов. * * * Оливия Колман и Дев Патель подписались на главные роли в мелодраме Wicker, постановкой которой займутся Алекс Хьюстон Фишер и Элинор Уилсон. Героиня Колман — суровая рыбачка из маленького городка, которая устала от одиночества и завела необычный роман, вызвавший у горожан шок и негодование. Кроме того, Патель только что закончил съемки в мистическом хорроре «Ловушка для кроликов» (Rabbit Trap), за производство которого отвечает компания Элайджи Вуда SpectreVision. * * * Звезда «Дома Дракона» Эмили Кэри, Клас Банг и Сьюки Уотерхаус составили актерский ансамбль мистического триллера Walk With Me. В режиссерском кресле — Джонни Блэр. Кэри сыграет молодую женщину, которую преследует кошмарное существо из кельтской мифологии. Съемки пройдут в начале 2024 года в Европе. А в настоящий момент Банг снимается в исторической экшен-драме Ника Хэмма «Вильгельм Телль» — вместе с Голшифте Фарахани, Эмили Бичем, Джонатаном Прайсом и сэром Беном Кингсли.
26 ОКТЯБРЯ, 2023
Показать еще