Рецензии
Рецензия на фильм «СОЛНЦЕ МОЕ»
Софи (Фрэнки Корио) смотрит видеозаписи, снятые ею на ручную камеру во время поездки в Турцию с отцом (Пол Мескал), когда она была маленькой. В надежде примириться с ним, она пытается вспомнить их разговоры, попытки сблизиться и понять друг друга. Скучные каникулы на море обернулись для нее важным и чувственным событием, помогшим ей повзрослеть и познать себя. На дебютном фильме Шарлотты Уэллс «Солнце мое» чувствуется стилистический отпечаток его продюсера Барри Дженкинса, режиссера «Лунного света». Это интимный дневник, история взросления и первых чувств. И в то же время, как и «Лунный свет», — история о поиске отца, попытке узнать его настоящего. «Солнце мое» — фильм-путешествие по потоку воспоминаний героини, к которому очень легко присоединиться. Действие фильма разворачивается в 1990-е годы, в обыкновенном турецком отеле с услугой «все включено». По вечерам здесь танцуют макарену, в баре подают бесконечное пиво, возят на скучные экскурсии по живописным местам. Антураж очень узнаваем, и «Солнце мое» прекрасно передает рутинность и бессобытийность солнечного курорта. Фильм тоже будто бы лишен конфликта. Медленный ритм, отвлеченные и бытовые сцены — все это настраивает на тихое погружение в мир картины, на сосуществование с героями. Отношения между отцом и дочерью — основной фокус фильма. Калум ушел из семьи и чувствует груз вины, ощущает себя плохим отцом, переживает, что не сможет уберечь девочку от опасности или дать вовремя верный совет. Софи тоже не понимает папу, считает его странным и замкнутым, она с удивлением наблюдает, как он занимается йогой и часами молча глядит на море. Впрочем, несмотря на отчужденность и некоторую холодность, между Калумом и Софи не возникает ссор или явных обид. Герои рефлексируют в одиночестве. Характерно, что для уже взрослой Софи, чьими глазами мы видим эту историю, простые прикосновения, игры и улыбки со временем стали иметь куда больше значения. Воспоминания приобретают ценность и символичность. Номинированный на «Оскар» за роль Калума Пол Мескал создал на экране очень живой образ растерянного молодого мужчины, который «не понимает, как дожил до 30». Между ним и юной Фрэнки Корио, выразительной и вдумчивой, хорошо чувствуется химия и связь. В фильме замечательно переданы первые мгновения взросления, полового созревания — у девочки возникают первые привязанности к мальчикам, интерес к отношениям между мужчинами и женщинами. Так или иначе это отражается и в ее связи с отцом, которого она разглядывает с большим вниманием, как будто пытаясь разгадать загадку. Интимность и явная автобиографичность фильма создает впечатление полудокументальности, будто бы смотришь чужое домашнее видео. В откровенности постановщицы, пожалуй, и кроется сила картины. Но все же она еще и прекрасно сделана с точки зрения режиссуры, и структура этой, казалось бы, камерной истории не так уж проста, и близка, скажем, литературе модернизма. Шарлотту Уэллс занимает тема памяти, утраченного времени, и видеокамера со старой пленкой внутри становится для нее уникальным инструментом восприятия собственной жизни, поиска ответов на непроработанные вопросы детства.
17 МАРТА, 2023